Великий пост-пост. Новый альбом Монеточки прекрасен

 Великий пост-пост. Новый альбом Монеточки прекрасен

Странно вышло – буквально пару недель назад я вспоминал о том, что как-то давно не выходило новых песен авторства Елизаветы Гырдымовой, более известной под именем Монеточка. Сказал, через несколько дней случайно нашел на просторах Ютуба выпуск «Вечернего Урганта», а там как раз Лиза презентует новую песню из нового альбома. Понятно, что сразу же были прослушаны, а впоследствии неоднократно переслушаны, ровно все одиннадцать песен.

В том, что этот альбом под названием «Декоративно-прикладное искусство» велик и славен, сомнений не может быть никаких. Его великолепие ровно того свойства, которое приписывала себе Монеточка в «Раскрасках для взрослых» – такой вот пост-пост и мета-мета. Тут вот вам Пугачева, тут Гребенщиков, Сережу Шнурова так и вовсе узнавать не надо, настолько все в лоб, ну и так далее. Короче говоря, здесь все построено на системе сложных и не очень отсылок и аллюзий, как в сериале «Сообщество». Можно наслаждаться и без знания контекста, но все-таки лучше понимать, какой именно первоисточник берется за основу в той или иной песне. Начинается эта игра уже со странной обложки, которая явно восходит к строчке из песни «Мумий тролля» про «ожерелье голых поп».

Та самая песня, которая звучала у Урганта – «Крошка» – заглавный хит альбома. Понятно, что это самая популярная песня ближайших нескольких месяцев, и она сделана именно с таким расчетом. Виктор Исаев, продюсер и бойфренд Лизы, подозрительно точно косплеящий Бенни Андерсона из «АББЫ», хитро улыбается, понимая обреченность этой песни на популярность. В самом деле, чего уж тут  – сюжет незатейлив, крошка продается, но сама это не понимает, зато понимаем мы, что нам и нравится. Помимо нового голоса Монеточки, которая сразу же дала понять, что тонкий подростковый полуписк-полушепот остался в прошлом, ничего яркого и оригинального именно в этой песне я не нашел.

Зато дальше чудеса шли косяком, оставалось только подставлять сети. Мой фаворит, конечно, «Лед», который невероятен именно с точки зрения стихов. Сначала ты думаешь, что это обычная поделка про социальное расслоение и про то, как кто-то летит в Турцию и счастлив, а кто-то остается в России и счастлив не так сильно. Позже становится ясно, что лед – это символ уральского детства самой певицы, а песня пронизана ностальгией и любовью к родной земле и родным людям. Не знаю, насколько осознанной получилась отсылка к «Гражданину Кейну», но, возможно, именно неосознанность и делает отсылку эту по-настоящему чудесной. Несмотря на то, что Монеточка успешно экспериментирует с музыкальной составляющей, именно тексты остаются самой сильной стороной ее творчества. Ну а как?! Не зря же сам Д.Л. Быков весь 2018-й год расхваливал поэтический талант Лизы.

В восторге остался я и от композиции «Ириски и риски», где банальность очень тепло соседствует с изобретательностью. Несмотря на то, что в Apple Music звездочками (хиты, мол) выделены только первые две песни – помимо «Крошки» еще чудесная «Папина любовница» – именно «Ириски и риски» задают карнавальный тон всему альбому. Это почти целиком регги, хотя иногда вроде и рэп, а в середине песни лирическая героиня совсем забыла обо всем и ушла пешком на Джамэйку работать над курением травы, как и завещал БГ, явный крестный отец этого произведения.

Да что там БГ! Вот Псой Короленко – это наш выбор. На написание самой дерзкой и яростной песни альбома, которую уже успели окрестить гимном, Лизавету вдохновил именно этот странный бородатый тип. «Переживу» – это стопроцентный «Остров, где все у нас есть», как по ритму, так и по способу самовыражения. Понятно, что простое копирование Монеточке чуждо, и она идет дальше, не просто быстро перечисляя термины и названия, но и подводя под это общий базис. Что собирался делать Псой Галактионыч на своем острове с Басе и то да се, никто не знает, а вот мотив Лизы очевиден и вынесен в название. Разумеется, самое страшное слово 2020-го года на букву «к» в тексте тоже присутствует. Прекрасен в свой плохо скрываемой ревности и выпад в сторону Билли Айлиш. Ну а как же, ведь Монеточка точно лучше, и сама это знает, но у нее нет миллиардной базы фанатов, а Боно не признается ей в любви. 

Не обошлось и без народных мотивов. Вот песня «Коза» (да, та самая, рогатая, которая за малыми ребятами) написана и спета вместе с Нойзом МС. Таким же образом «Тугие косы», конечно, должны были быть feat. Хелависа, а еще лучше feat. «Иван Купала» (здоровенько!). Невозможно слушать эту песню, не став частью какого-нибудь хоровода. Фолк тут самый настоящий, русский народный, хотя и немного ученический и излишне старательно сделанный. При всем при этом заход на чужую территорию стоит признать удачным хотя бы из-за радостного взвизгивания лирической героини при виде «ой, каких кос».

«Шприц» – да, все уже сказали, что это Ленинград, пародия на него и одновременно ему же ответ. Название группы присутствует прямо в тексте, что только добавляет происходящему абсурдности. Мата как бы нет, но на самом деле есть – прямо в первых словах припева. Достигнут такой эффект за счет любимого приема самого Сергея Ш., тоже прямо названного героя песни, а именно игры слов и игры с похожим звучанием разных слов. У кого-то «в Питере пить», а у другой – «папе-сде, папе-сде, папе-сделали укол». Довольно-таки гениально и просто это вышло, и уровень изобретательности тут немного выше, чем у всего, что сделал самый народный артист России за свою карьеру. Интересно все-таки было бы послушать песню про папу, который любит «Любэ», «как все нормальные отцы». 

Если же вы включили новый альбом в надежде услышать что-то вроде того, что было раньше, вот как хотя бы «Каждый раз», то вам тогда сразу нужно бежать к девятой по счету песне. «Мартовские  коты» – единственная новая песня со старым звучанием и единственный романтический хит. Это довольно удивительно, что у совсем молодой девушки почти отсутствуют песни о том, как она ссорится с бойфрендом, а потом все-таки мирится и проч. По этому поводу великий музыкальный критик Борис Барабанов даже написал, что этот альбом Монеточки показывает, как важно «искусство не любить». Впрочем, конкретно в «Мартовских котах» с любовью все в порядке, парень из «Каждого раза» вроде бы прощен, и о нем снова думают довольно часто, чтобы не бомжевать возле трасс.

Завершается все великолепие песней под названием «Америка», и это тоже неслучайно. Монеточка часто признаётся в любви к 90-м годам и к их главному символу – вязаному свитеру Данилы Багрова. Вспомним, что в великом саундтреке фильма «Брат-2» последней песней идет «Прощальное письмо», то есть, «Гудбай, Америка», причем в исполнении детского хора. Эти произведения перекликаются совершенно очевидно, представляя далекую Америку в виде мифа – если у «Наутилуса» в ней никто никогда не был, то Монеточка сомневается в самом факте существования страны и континента. Разумеется, делая это максимально тонким голосом, чтобы еще больше вызвать воспоминания о выступлении детского хора, который пел про «прощай навсегда, возьми банджо, сыграй мне на прощанье».

Хочется уйти от пошлых сравнений о том, лучше ли этот альбом, чем «ПММЛ» Земфиры, хотя мне кажется, что точно лучше. Портал «Разряд» – сайт во многом спортивный, поэтому давайте представим весь кошмарный 2020-й год в виде баскетбольного матча, разделенного на четверти. Сейчас как раз началась четверть четвертая, заключительная. На данный момент человечество этот матч проигрывает вчистую, но вот в самом начале заключительного отрезка на площадке появилась Лиза Монеточка в образе Майкла Джордана, и теперь есть все основания полагать, что матч с этим самым 2020-м, вроде бы безнадежно проигранный, ещё можно вытащить. Искусство нас спасет!

Изображения: https://cdn21.img.ria.ru/images/155609/62/1556096268_0:341:3033:2047_1920x0_80_0_0_b5a1d4772a523d959cba4a3e213d85e2.jpg; https://s14.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/10572132/wr-960.jpg.

5
Поделиться:

Павел Хрусталев

Подписаться
Уведомление о
guest
1 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
Василий Троилов
Editor
1 год назад

Гречка замечательная!! Спасибо за статью!!!)))))))))))