Топ-10 фильмов Мартина Скорсезе. Часть II (5 – 1 места)

 Топ-10 фильмов Мартина Скорсезе. Часть II (5 – 1 места)

«Бешеный бык» / «Raging Bull», 1980 – 5 место

Фото: 1.bp.blogspot.com / https://1.bp.blogspot.com/-zrYBDndF6sE/XpRfxGNAAXI/AAAAAAAACqw/MKbgdwbkPLEoI_B07Nj34UzAqj_vqsidACLcBGAsYHQ/s1600/raging%2Bbull.png

Пожалуй, лучшая роль великого Роберта Де Ниро, заслуженно отмеченная Оскаром. Не секрет, что они со Скорсезе не только постоянные коллеги, но и большие друзья, и в этом фильме Де Ниро по сути и сыграл то, что переживал сам Скорсезе в тот период. Нет, тщедушный Марти никогда не был агрессивным боксером, но перед съёмками «Бешеного быка» он так увлёкся кокаиновым саморазрушением, что не умер лишь благодаря семье, друзьям и стечению обстоятельств, поэтому фраза «Я был слеп, но сейчас я прозрел» относится не только к главному герою картины, но и к ее создателю. 

Саморазрушение – главная тема фильма. Формально это кино о спорте, поскольку речь идёт об известном боксере 40-х годов Джейке ЛаМотте, но бокс здесь – лишь метафора, инструмент для достижения главной цели. Когда вы увидите очередной опрос, в котором вам предложат выбрать между «Рокки» и «Бешеным быком», пролистывайте дальше и голосуйте за «Бой с тенью». Это фильмы совсем разного толка, да и разного уровня, но сейчас не об этом. 

Главное в герое Де Ниро не то, что он может кого-то победить на ринге, а то, что он не может победить самого себя. У него есть два близких человека – жена и брат (постоянный напарник и почти вторая половинка Джо Пеши), но его паранойя, комплексы и буйный нрав делают все, чтобы отвернуть от себя и этих людей. В приступе необоснованной ревности он забывает зайти в пространство, специально для быков огороженное канатами, и начинает свой поединок в домашних условиях. Де Ниро вытаскивает из себя настоящего черта в большинстве сцен этого фильма, но особенно хорошо демоны выходят из него в тюремной камере, где он в отчаянии пытается прошибить головой каменную стену. Это бессмысленно, но какой вообще смысл во всей его карьере, если из-за маленьких ладоней он все равно никогда не сможет победить Джо Луиса? Джейк ЛаМотта понимает свою ограниченность, видит свой карьерный потолок, но не может с этим смириться. И виноват во всех его неудачах, разумеется, не он сам, а все остальные. 

Логичным и не самым печальным итогом его буйной молодости и зрелости стало то, что в будущем он погрузнел до неузнаваемости (Де Ниро набрал рекордный для тех времён вес) и стал похож на пожилого попугая, который без остановки и чувства меры рассказывает о самом себе. У него есть свой клуб, своя аудитория, которую он развлекает выступлениями, но нет баланса. Он проиграл свой главный бой, и случилось это вовсе не из-за маленьких ладоней. 

Фильм уникальный, и мог бы разместиться на любом месте в рейтинге, но оказался здесь. Любопытно, что герои Джо Пеши и Де Ниро здесь поменялись местами – если обычно у Скорсезе первый носит маску психованного социопата, а второй пытается выступать голосом разума, то здесь все наоборот, и из-за этого их многочисленные диалоги смотрятся ещё лучше. Как же забыть знаменитое: «Punch me in the face! Harder!»Из-за того, что фильм черно-белый, он действительно становится похож на кинохронику 1940-х годов, в которых и происходит основное действие, и насилие, которого здесь предостаточно, не так бросается в глаза. Детям, наверное, смотреть не рекомендуется, но остальным – просто необходимо.

«Авиатор» / «The Aviator», 2004 – 4 место

Фото: 2.bp.blogspot.com / https://2.bp.blogspot.com/-NhBDpUY_4Vw/U5ODtBweELI/AAAAAAAAFkM/Jtt_e8DKp3g/s1600/1036909_original.jpg

Если «Бешеный бык» – лучшая роль Де Ниро, то «Авиатор» – вершина для Ди Каприо. Мнение, понятно, сколь категоричное, столь и спорное, но Лео вроде бы идеально удалось изобразить Говарда Хьюза – легендарного и очень сложного персонажа – на всех этапах его жизненного пути. Поразительное совмещение жажды жизни и изобретательности со стремительно развивающимся обсессивно-компульсивным расстройством задаёт темп всему фильму. На протяжении всей картины мы как будто едем на американских горках эмоций, а за рулём состава – не слишком способный себя контролировать герой Ди Каприо. И он очень хочет, чтобы вы дали ему all the blueprints. 

Широта, размах, полет мыслей и тела Говарда Хьюза медленно разбивались о физические ограничения. Он был Илоном Маском и Тони Старком своего времени, показывая всем, как можно жить, снимая кино верхом на лошади в аэроплане, но потом он не мог перестать мыть свои проклятые руки, будучи неспособным передать салфетку инвалиду. Нам часто говорят, что мы сами создаём себе границы и запираем в рамки – а ведь был такой человек, который постоянно раздвигал пределы, но в итоге они его настигли принудительно. 

Скорсезе очень любит кино Золотого века Голливуда, как и все, кто его смотрел. Большой вопрос, зачем же в действительности старина Марти снимал этот фильм – ради подробной демонстрации всех этих сложных смыслов и вынужденного самораспада Говарда Хьюза, или же ради возможности воссоздать на экране образы звёзд того времени. Их тут очень много, но одна стоит особняком. Не думаю, что будет преувеличением использование слова «подвиг» по отношению к искусству Кейт Бланшетт. У неё была немыслимая задача – изобразить Кэтрин Хепбёрн, величайшую актрису в истории Америки. Я пересмотрел множество фильмов с участием Хепбёрн, и когда увидел Кейт Бланшетт в «Авиаторе», не мог поверить своим глазам. Удивительное сходство манер, мимики, смеха и осанки при полной внешней непохожести. Казалось, что сейчас из-за угла выбегут Кэри Грант со Спенсером Трэйси, картинка станет черно-белой, а музыка сменится на классическую. 

Полет во сне и наяву очевидно удался, и пока что лучше него в XXI веке Скорсезе ничего не снимал.

«Злые улицы» / «Mean Streets», 1973 – 3 место

Фото: images.amcnetworks.com / https://images.amcnetworks.com/ifccenter.com/wp-content/uploads/2019/07/meanstreets_1280.jpg

Подоспела призовая тройка – пусть и не так быстро, как планировалось. Как правильно отметил в своей колонке в Афише магистр Зельвенский, один из лучших русскоязычных кинокритиков, главное достижение «Джокера» заключается в том, что все ломанутся смотреть ранние фильмы Скорсезе и прочие шедевры Нового Голливуда. Начинание прекрасное, потому что эта была одна из лучших эпох в истории кино (пусть и не самая любимая мной, но это несущественно).

«Злые улицы» были сняты Скорсезе в тот период, когда он еще только начинал понимать, что же именно он может рассказать миру. Вооружившись советами старших товарищей, Марти решил, что делать кино надо о том, что знаешь лучше всего. Что мог знать синефил, выросший в районе Нью-Йорка под названием Маленькая Италия, логове гангстеров разного рода? Конечно, будни мафии и ее мелких представителей. Это уже потом Скорсезе начнет создавать величественные полотна о страшных и пустых людях, хладнокровно убивающих других людей, а начал он, по сути, с записей на камеру своих личных наблюдений и ощущений. 

Не секрет, что Скорсезе – крайне религиозный человек с очень сложным отношением к Богу. Скандальное «Последнее искушение Христа», недавнее «Молчание» во многом дают какие-то ответы, задавая при этом еще больше вопросов, но именно в «Злых улицах» лучше всего показан конфликт верующего человека, ненавидящего себя за свои поступки и образ жизни. Он не хочет, чтобы священник читал ему стандартные «Аве Мария» и прочие молитвы, ему необходимо, чтобы какие-нибудь важные вещи рассказали ему персонально, но этого так и не происходит. Фильм начинается с фразы, которую произносит сам режиссер: «Грехи искупаются не в церкви, а на улице». Главный герой картины Чарли (чудесно сыгранный первым любимцем Скорсезе Харви Кейтелем), чью борьбу с самим собой мы и наблюдаем, поплатился за свои грехи сполна, и сделал это именно на этих самых злых улицах Нью-Йорка. Город, в котором совсем не хочется жить, и который нуждается в очищающем дожде, – но это мы забегаем немного вперед – вот каким был Нью-Йорк в 70-е годы, и именно так он показан Скорсезе. Примерно в это же время Вуди Аллен начал создавать миф о другом Нью-Йорке – настоящем рае на Земле, единственном месте, где можно жить. Впоследствии город сравнялся с тем образом, который был создан Алленом, и теперь творец иллюзий не нужен  – пусть прокатывается где-нибудь по ту сторону Атлантики. Ну да ладно.

Так вот, «Злые улицы». Фильм сделан на тонкой грани неопытности и искренности, первый выход каждого более-менее главного героя сопровождается трогательной демонстрацией его имени внизу экрана, а большинство съемок ввиду отсутствия средств были сделаны в студийных павильонах. Все недостатки можно смахнуть в сторону, потому что в фильме есть главное – магия. Когда толпа парней, которые вроде бы состоят в мафии, а вроде бы и нет, дерутся под кавер-версию песни «Please Mr. Postman», камера причудливо ездит туда-сюда, создавая режим реального присутствия, а совсем молодой Де Ниро (да, уже тогда) с высоты бильярдного стола пинается ногами и размахивает кием, то хочется верить в незыблемость кинематографа как искусства.

Сюжета здесь, по большому счету, никакого и нет, да он и не нужен. Все, что нужно знать о фабульной части – герой Де Ниро безумен и не отдает свои долги серьезным людям, а его старший товарищ Харви Кейтель как-то пытается его образумить и одновременно защитить. Как у него это в итоге получилось, и получилось ли – посмотрите сами.

«Таксист» / «Taxi Driver», 1976 – 2 место

Фото: i0.wp.com / https://i0.wp.com/thespool.net/wp-content/uploads/2019/10/taxidriver.jpg?fit=1024%2C592&ssl=1

Пришел черед самого известного фильма раннего Скорсезе, и, возможно, самого культового его фильма в целом. Трэвис Бикл, тот самый таксист из названия, божественно воплощенный на экранах Робертом Де Ниро, до сих пор остается актуальным героем – посмотрите хотя бы на то, как уже почти год волнует общественность его преемник Джокер.

Герой этот действительно уникальный – он вышел из-под пера сценариста Пола Шредера, который в середине семидесятых сам переживал мощный экзистенциальный кризис, и во многом писал о самом себе. Шредер в то время только что развелся, беспробудно пил, спал в машине, а над сценарием работал, как говорят, сидя в отдельной комнате с короной из терновника на голове. При этом в сценарии Трэвис, как признавался сам Шредер, сходит с ума более-менее последовательно, линейно, Де Ниро же придал этой кривой безумия зигзагообразный вид, сделав все еще страшнее и загадочнее.

Несмотря на то, что почти весь фильм за вычетом нескольких сцен нам только одного сплошного Де Ниро и показывают, о его герое мы не знаем почти ничего. Вернулся из Вьетнама, страдает бессонницей, готов работать «anytime, anywhere», а еще хочет отметиться каким-то большим поступком и очистить глубоко порочный город Нью-Йорк от грязи, параллельно дожидаясь предначертанного библейского дождя. На этом все. Непонятно даже, есть ли у Трэвиса посттравматический синдром, или он всегда был таким. Вероятно, Трэвис всякого повидал во Вьетнаме, но едва ли это было хуже, чем угол 42-й улицы и Тайм Сквер. Так как возил людей наш таксист только по ночам, это место мы видим только при искусственном освещении, и зрелище это страшное. Насилие, разврат, проституция, несмываемая сперма на задних сиденьях такси. Трэвис и до своей новой работы был очевидным социопатом, что уж говорить теперь, когда он только и делает, что наблюдает за изнанкой жизни.

Весь этот Содом и Гоморра его очевидно раздражает до чертиков, о чем он постоянно говорит самому себе и как-то раз местному политику, но он все равно возвращается на угол 42-й и Таймс Сквер. Трэвис уже слился с этим насилием, поэтому и в свободное время не знает другого развлечения, кроме как сходить на ночной сеанс порнофильма. Его моральные ценности размыты – ангелоподобную девушку из предвыборного штаба того самого политика он на первом же свидании ведет как раз на один из сеансов фильма для взрослых. Та, разумеется, в истерике убегает, а бедный Трэвис стоит и не понимает, что же именно он сделал не так – нормальный фильм, люди же ходят.

Думаю, очень важно не считать Трэвиса героической личностью, как это часто принято делать. Да, он очень привязался к 12-летней проститутке, сыгранной Джожи Фостер, пытался наставить ее на путь истинный, обнаружив в себе качества лайф-коуча, а потом спас ее ценой то ли своей жизни, то ли просто значительной части здоровья. Однако таксист – не ангел, которого никто не понимает, а он на самом деле призван творить добро и защищать невинных. Его установки сбиты, их невозможно просчитать. Только что он мило беседовал с политиком в такси, а через несколько сцен уже задумал пристрелить его на глазах всего честного народа. Убить кандидата в мэры и спасти малолетнюю проститутку – разницы для Трэвиса нет никакой, разве что с хилым сутенером справиться легче, чем с внушительной охраной чиновника. Суть в том, что Трэвис хочет сделать хоть что-нибудь, чтобы каким-то образом нарушить опротивевший ему порядок вещей. Поступок – главное, а общепринятые  ценности, знаки плюса и минуса будут смыты дождем, который обрушит таксист.

Весь фильм мы блуждаем по нестабильному сознанию явно больного человека, и от этого просмотр становится настоящим испытанием. И без того гнетущее зрелище, мастерски перенесенное на экран молодым гением Скорсезе, добивает нас окончательно, когда начинает играть ультрадепрессивная музыка великого кинокомпозитора Бернарда Херманна, который писал саундтреки почти ко всем шедеврам Хичкока.

«Славные парни» / «Goodfellas», 1990 – 1 место

Фото: cdn.collider.com / https://cdn.collider.com/wp-content/uploads/2016/12/goodfellas.jpg

Вот мы и добрались до первого места рейтинга. Никаких сюрпризов, все предсказуемо – на вершине Бобби Де Ниро, Джо Пеши, много стрельбы и ругательств. Уверен, что именно «Славные парни» должны считаться лучшим фильмом о мафии, а не набивший все оскомины «Крестный отец». В шедевре Скорсезе нет ни намёка на романтизацию гангстерского мира, режиссёр рассматривает его как абсолютное зло, при этом предоставляя нам возможность познакомиться с этим злом максимально близко.

В «Славных парнях» мне нравится буквально все, но больше всего впечатляют детали. Именно мелочи, снятые с тщательностью и любовью, делают этот фильм не просто культовым, а эпохальным. Чеснок, нарезанный тончайшими дольками, выглядит так натурально, что можно почувствовать его запах через экран. Спусковой механизм пистолета при ближайшем рассмотрении похож на маленькую птицу. Никогда ещё жизнь гангстеров не была показана столь реалистично, и ещё никогда мы не чувствовали себя сидящими с этими приятными людьми если не за одним столом, то, по крайней мере, в одной комнате. 

В этой реалистичности, конечно, и таится омерзительность. Ни один из героев фильма не вызывает симпатии, и меньше других – тот, от чьего лица ведётся повествование. Маленький мальчик, с возрастом ставший Рэем Лиоттой с помятым и удивленным лицом, всегда хотел стать гангстером, «даже больше, чем президентом США» (с). Он добивается своей цели, но все равно в какой-то степени остаётся наблюдателем. В нем нет неоправданной жестокости и безумия, как в героях Де Ниро и Джо Пеши, и от этого только хуже. Генри Хилл (так зовут главного героя) не убивает людей из жестокости. Для него это всего лишь часть бизнеса славных парней, благодаря которому он может занимать лучшие места в дорогих ресторанах и давать плотно сбитые пачки священной зеленой бумаги жене и любовнице. 

Рассказчик изо всех сил пытается понравиться зрителю, найти в нем сочувствие, полагая, что его образ жизни является единственно правильным, и что в мире нет никого хуже обывателей. В итоге Генри сам оказывается в роли простого смертного, лишенного всяких привилегий и вынужденного сменить спагетти на простолюдинскую лапшу. 

Это происходит по той причине, что на самом деле вся его жизнь была обманом. Он думал, что мир славных парней, – это большая дружная семья, но обычно родственники не засовывают друг друга в мусорные баки и не втыкают ножи в шею. За все приходится платить, и в трудные времена варианта лишь два – либо сдать своих и есть лапшу, либо покинуть этот мир от руки лучшего друга. 

Трудно найти фильм, который оставил после себя больше культовых сцен, чем «Славные парни». Здесь есть совершенно великие сцены с участием Де Ниро, когда его лицо по мере приближения камеры отчетливо напоминает оскал хищника, выбравшего жертву. Гениальный саундтрек, собранный стариком Марти по сусекам из своих запасов. Родители Скорсезе – оба присутствуют. Ну и, конечно, величайшее представление Джо Пеши, короля безумцев. He is a funny guy, если вы понимаете, о чем я. Думаю, ни один актёр в истории не провёл календарный год так же эпохально, как Джо Пеши провёл 1990-й год, одновременно сыграв двух необычайно непохожих друг на друга гангстеров в «Славных парнях» и в «Один дома».

5
Поделиться:

Павел Хрусталев

Подписаться
Уведомление о
guest
1 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии