Топ-10 фильмов Мартина Скорсезе. Часть I (10 – 6 места)

 Топ-10 фильмов Мартина Скорсезе. Часть I (10 – 6 места)

«Банды Нью-Йорка» / «Gangs of New York», 2002 – 10 место

«Банды Нью-Йорка» – один из самых желанных проектов Мартина Скорсезе. Он захотел снять его еще в молодости, во времена, когда Ди Каприо даже не родился, а роль Амстердама, которая в итоге ушла к Лео, должен был исполнять Де Ниро, но не сложилось ни с бюджетом, ни с творческими возможностями. Пришлось ждать аж до 2002 года – и мне трудно сказать, что это ожидание окупилось сполна. Красивые съемки, гениальный Дэй-Льюис (как всегда), невиданный прежде бандитский Нью-Йорк середины XIX века. Режиссерский почерк – да, конечно. Однако попытка объять необъятное и сделать эпос немыслимых масштабов слегка не удалась. Скорсезе нечасто снимал костюмированные ленты и столь же нечасто снимал в своих фильмах Дэй-Льюиса. Любопытно, что по какой-то странной причине гениальный Дэниэл принял участие именно в «Эпохе невинности» и «Бандах Нью-Йорка» – не главных шедеврах маэстро.

Вероятно, это худшая роль в карьере Ди Каприо. Может, и нет, это все оценочное, но тут он как-то совсем не попал в образ. От наследника Лиама Нисона ждешь чего-то другого, а Лео в тот период своей карьеры еще не совершил скачок от смазливого юноши из «Титаника» к более мужественным образам, о которых мы еще поговорим в следующих выпусках. Тут всеобщий (да и мой) любимец оказался аккурат на перепутье. Может, конечно, все дело в божественном сиянии Дэй-Льюиса, рядом с которым меркнет все not named Paul Dano.

«Что-то уж очень много критики, автор, фильм вообще смотреть-то стоит?»

Да, однозначно стоит. Об усатом гении на экране и режиссерском почерке я уже сказал. Также здесь выдающимся образом показан слом временных плит, отмирание старой эпохи преступности, которая сама же и наблюдает за своей кончиной. Банды, кстати, здесь максимально аутентичные – почти не применяется огнестрельное оружие, все вопросы решаются с помощью кулаков и различных острых предметов, а главный герой и вовсе мясник. Если вы любите Нью-Йорк – а вы не можете не любить самый кинематографичный город мира – то это точно для вас, таким Большое Яблоко вы еще не видели.

«После работы» / «After Hours», 1985 – 9 место

Самый странный и необычный фильм Скорсезе. Наверняка наименее известный из всего рейтинга. Здесь нет привычных для того времени актеров, никаких Де Ниро и Кейтеля, зато в главной роли снялся малоизвестный Гриффин Данн, которому Скорсезе запрещал спать и заниматься сексом во время съемок, чтобы лучше войти в образ.

Да, это трагикомедия, фарс, череда нелепых ситуаций, под которой в итоге распознается система и взаимосвязанность. Здесь есть все – свидание, которое никак не может закончиться; деньги, улетающие в окно такси; Линда Фиорентино, делающая странные скульптуры из папье-маше; мужчина, которому настолько нравится «Волшебник страны Оз», что всех девушек в постели он зовет Дороти; мама и папа Кевина Маккалистера за пять лет до «Один дома».

Скорсезе решил снять этот необычный для себя жанровый фильм сразу после «Короля комедии», ожидаемого фильма, который не удался. «После работы» же получился неожиданным фильмом, который удался совершенно. Очень легко ассоциировать себя с главным героем, который не понимает, чем занимается на работе, а потом в попытках скрасить свое одиночество познает сюрреалистический ночной Манхэттен. Гриффин Данн прекрасно справился с ролью простого офисного невротика, он типичный кафкианский персонаж, даже внешне очень напоминающий Энтони Перкинса из «Процесса».

Каждый кадр здесь под контролем режиссера, юмор умело сменяется драмой, а черный юмор становится все чернее и чернее, но границу темноты так и не переходит. Около половины фильмов из этого списка происходят в Нью-Йорке, но таким необычным вы его еще не видели. Отвлекитесь от будничной суеты и присмотритесь к этой фантасмагории, вы едва ли окажетесь разочарованы.

«Волк с Уолл-Стрит» / «The Wolf of Wall Street», 2013 – 8 место

Вслед за наиболее неизвестным фильмом в рейтинге следует тот, о котором знают все. Каждый помнит, в каком кинотеатре он видел, как Ди Каприо в наркотическом угаре ползет к машине, пытаясь остановить своего не менее обдолбанного приятеля от рокового звонка. Гифки, постукивания Мэттью Макконахи «Оскаром» перед тогда еще несчастным Лео – все это было вот буквально только что, так что спойлеров можно не бояться.

Этот фильм можно было бы сравнить с походом в зоопарк, если бы походы в зоопарк были хотя бы на треть столь же уморительными и наполненными восторга от отвращения ко всему происходящему. Не совсем верится, что такой разнузданный цирк с карликами и шлюхами снял заслуженный старикан, но время действительно не властно над страстью и энергией творческих людей. Как будто Скорсезе хотел показать всем, что он еще и так умеет, и вот эдак, а посмотрите на то, откуда главный герой нюхает кокаин, и что происходит под рулем его машины, – ну круто ведь, правда?!

Форма здесь определяет все. Главное, чтобы было красиво и смешно, для этого миру нужно было открыть Марго Робби и еще раз показать толстяка Джону Хилла. Манера повествования знакомая до боли – ровно таким же образом Скорсезе снимал один из своих не самых плохих фильмов за 23 года до «Волка с Уолл-Стрит». Герой молодой и по-своему амбициозный с какими-то нравственными ценностями, потом ценности эти охотно стираются, оставляя лишь амбициозность, которая и сама впоследствии заменяется разложением личности и невозможностью жить иначе.

Мораль – да тоже ничего нового и революционного. Может, ее и вовсе нет, а может, она в том, чтобы заставить всех нас поверить в то, как плох капитализм в его худших проявлениях, и что лучше вернуться из кинотеатра к себе домой, кого-нибудь обнять и жить не очень богато, зато не потерять себя, как этот придурок-миллиардер, наворовавший кучу денег и получивший по заслугам.

Никто лучше Скорсезе не умеет снимать о том, что ненавидит, и вести рассказ от лица отвратительных ему персонажей. Тем самым он как бы дает им возможность высказаться и втереться в доверие к зрителям, но режиссерское мастерство настолько велико, технические приемы так хороши, а герои столь омерзительны, что сочувствие не проявляется ни на секунду. Этот прием был использован и в «Волке с Уолл-Стрит». Небольшая жалость подступила на последнем семинаре бывшего Волка, объясняющего, как продать ручку, но длилась эта жалость недолго. Долгих лет, великий обличитель порока Мартин.

«Отступники» / «The Departed», 2006 – 7 место

Может показаться, что фильм расположился слишком низко и заслуживает места где-нибудь в пятерке, но это едва ли так. Просто поверьте на слово. Понятно, что динамично, непредсказуемо, Марк Уолберг отчаянно и задиристо матерится, а Джек Николсон смешно изображает крысу, но это не тот уровень глубины, который обычно бывает в лучших картинах Скорсезе. Возникает ощущение, что Мастер решил поупражняться в экшн-эквилибристике, специально даже не запариваясь над сюжетом, сделав римэйк корейской «Двойной Рокировки». Смысла особенно никакого нет, зато отличная музыка, прекрасные актеры, все живенько и по-ирландски.

Ладно, смысл все же имеется, пусть и скрытый. Нельзя не похвалить русских кинопрокатчиков. В очередной раз они высоко оценили аналитические способности кинолюбителей, настолько неправильно переведя название фильма, что догадаться об основной идее режиссера стало намного труднее.

«Departed» – это не отступники, а те, кто уходят в мир иной, иными словами, умирают. «Ушедшие». О смерти этот фильм, в общем. Здесь для каждого героя смерть значит что-то свое, но чаще всего она может восприниматься как спасение.

Ди Каприо совсем не из этого мира, он занимается преимущественно саморазрушением, поэтому вот ваш этаж, а вот ваша пуля в лоб. Дэймон вообще уже устал от всего этого бардака, явно тяготится после окончания всех событий фильма таскать домой продукты в полиэтиленовом пакете, поэтому встречает пришедшего его убить в бесшумных тапочках Уолберга как родного, приговаривая: «Ну и ладно». На поверхности лежит тема двойников, эти герои составляют одно целое, и в какой-то момент начинает даже казаться, что сейчас выйдет Финчер и вынет уже знакомого кролика из шляпы «Бойцовского клуба». У них одна женщина, которая воспринимает их совсем по-разному, одни начальники, и смерть у них, в общем, одна. Мэтт Дэймон не зря сразу со злости убивает сознательного сослуживца после смерти Ди Каприо – он чувствует, что сейчас погибла частичка его самого. Именно поэтому он так легко принимает уже официальную смерть в последней сцене фильма.

Смерти Джека Николсона и Мартина Шина совсем разные, их герои вообще находятся на разных разных нравственных полюсах, поэтому один умирает как бешеная собака, а другой – как великомученик. Это еще одни двойники этого фильма, которые не стремятся найти друг друга, как герои Дэймона и Ди Каприо, а живут во многом из-за странного соединения судеб.  

Система двойников – это круто и стильно. И все же трудно поверить, что именно за этот фильм Скорсезе получил свой единственный «Оскар». Понятно, что тут сыграла свою роль выслуга лет, и что Киноакадемия боялась, а вдруг старик уже совсем спекся и больше вообще ничего нормального не снимет, вот и решила подсуетиться. Может, не обошлось без ирландского лобби, которое годами игнорировало истории Скорсезе про Нью-Йорк, зато сразу воздало за воспевание Бостона. Так или иначе этот нескучный, но странный и совсем не скорсезевский фильм нашел себя на седьмом месте в рейтинге. Дальше – только вечная классика.

«Казино» / «Casino», 1995 – 6 место

Вот несколько причин, по которым этот фильм – шедевр:

1. Костюмы Роберта Де Ниро. Серьезно, это отдельное развлечение – считать наряды, которые великий Бобби примерял в этом фильме. В первом же кадре (великом, кстати) он появляется перед нами с очень серьезным выражением лица, но в то же время в чем-то настолько вызывающе розово-малиновом, что не сразу понятно, как к этому относиться. В дальнейшем цветовая гамма только расширяется, так что приготовьтесь к настоящему карнавалу.

2. Все очень метафорично. Ошибочно полагать, что этот фильм про казино, несмотря на название. Да, в центре внимания управляющий одним из игорных заведений Сэм Ротштейн (Де Ниро), и в первой части картины очень подробно рассказывается обо всех невидимых простым смертным процессах, происходящих в казино, но фильм все-таки не об этом. Главный герой – не Де Ниро и даже не Шерон Стоун, а целый город. Лас-Вегас. В нем можно сколько угодно быть гением математики и расчета, но ошибиться в главных вещах – в выборе жены и лучшего друга. Герой Де Ниро знал, на что шел, женившись на беспринципной проститутке и доверившись циничному убийце. Никто ничего не скрывал, все было очевидно, но гениальный управляющий казино совершил две подряд очень глупые ошибки, которые стоили ему почти всего. Это очень грустный фильм, причем на всем его протяжении. Даже когда все хорошо, в это совсем не верится – и правильно.

3. Герой Джо Пеши тут еще более безумен, чем в «Славных парнях», хотя это вроде бы невозможно. В начале фильма он убивает мужика у барной стойки, до смерти затыкав его в шею шариковой ручкой. После его фразы «I think I want my money back» бросает в дрожь, и хочется позвонить родным, спросить, все ли у них в порядке. Кстати, интересно, что в конце фильма ему отомстил герой Фрэнка Винсента за унижения в «Бешеном быке» и «Славных парнях». Во Вселенной Мартина Скорсезе царят баланс и справедливость.

4. Саундтрек. Нет большей глупости, чем пытаться восхититься музыкой с помощью текста, так что послушайте сами. Эпос зашкаливает.

5. Скрепленная печатью режиссерского и операторского гения сцена встречи героев Пеши и Де Ниро. Саспенс, отражение пустыни в шикарных солнцезащитных очках, вылетающий из-под колес стильной машины раскаленный песок. Возможно, весь фильм и не главная веха в карьере Скорсезе, но эта сцена точно где-то на самой вершине творческой горы Марти.

6. Чуть не забыл, это фильм частично о мафии. Тут она теневая, немного карикатурная и показана в период заката могущества, но этот фильм и задумывался как закрытие темы организованной преступности. Нет лучше способа расправиться с любимой и одновременно ненавистной темой, чем рассказать о ней как бы между делом, не ставя тему во главу угла.

7. Лучшая роль Шерон Стоун. И да, я смотрел «Основной инстинкт». Хочется долбануть этой чокнутой истеричке молотком по голове, до того натурально она играет.

8. Фильм идет 2 часа 58 минут, но это тот случай, когда хронометраж парадоксально кажется невыносимо сжатым, и в то же время продолжения не хочется совершенно, потому что плутать в беспросветном мраке – это круто, но мрак должен быть конечен. Хотя бы в наших мыслях.

Фото: imdb.com /https://www.imdb.com/name/nm0000217/mediaviewer/rm711438336

3
Поделиться:

Павел Хрусталев

Подписаться
Уведомление о
guest
2 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
Анна Разряд
Администратор
5 месяцев назад

отлично!

Skeleton64
5 месяцев назад

Достойно мотивировано, узнаю старину Павла. Гадать, что будет на верхушке, не могу, но предполагаю, что это “Бешеный бык”.
На мой взгляд, карьера Скорсезе разделилась на два отрезка – когда он снимал кино и когда он начал снимать Кино. Трудно понять, на каком этапе произошёл окончательный переход, скорее всего, после Казино. Есть, в принципе, и третий период – после получения Оскара, ну это можно не считать.
Так вот, как это обычно и водится, кино у человека получалось получше. Не буду ни с чем спорить, моя насмотренность и рядом с Пашиной не стояла, но я бы свой топ-5 расставил как-то так
5) Бешеный бык (тяжело снято человеком, соскакивающим с наркоты, талантливо, конечно, и де Ниро вытащил)
4) Таксист (финал всё портит)
3) Цвет денег (шикарное роуд-муви про авантюристов, снятое буквально на одном дыхании, возможно, самая непровисающая картина Скорсезе, которого вообще нельзя назвать динамичным)
2) После работы (абсурд и сюр ночной жизни Нью-Йорка, схваченные в Таксисте, здесь доведены до идеала, и любому ночному жителю это кино окажется знакомым. Роскошщная Линда Фиорентино прилагается. Юмор тут вовсе не главное, главное – баланс)
1) Банды Нью-Йорка