Смерть на пляже: рецензия на триллер «Время» Найта Шьямалана

 Смерть на пляже: рецензия на триллер «Время» Найта Шьямалана

«Время» – один из самых ожидаемых фильмов лета 2021 года. Во-первых, наш зритель обожает хорроры и триллеры. Во-вторых, это почти единственный шанс посмотреть на море и ласковый песок во время пандемии. В-третьих, публика просто жить не может без сюжетных твистов Найта Шьямалана. Да, гением его никто не называет, но ожидание приближающегося сценарного «обмана», переворачивающего историю с ног на голову, сохраняется постоянно.

Конечно, Шьямалана можно и не любить, но для кино и телевидения он и правда сделал много. Его сериал «Дом с прислугой» был одним из самых обсуждаемых в последние пару лет. «Неуязвимый», «Сплит» и «Стекло» заставили по-новому взглянуть на супергероику и мир комиксов, а легендарное «Шестое чувство» с Брюсом Уиллисом научило нас смотреть кино до конца, ведь все может поменяться в самый последний момент. У Шьямалана две номинации на премию «Оскар» и куча других менее важных для голливудских творцов наград. При этом Шьямалан всегда пытался развлекать, не давя на зрителя моралью, этикой и социальными рамками. В этом, если честно, его главный плюс. Но с возрастом ситуация изменилась. Режиссеру уже 50 лет, пора бы объяснить, о чем на самом деле надо думать и переживать. Ох, зря он с нами так.

«Время» вдохновлено графическим романом из Франции «Замок из песка», который создали Фредерик Питерс и Пьер Оскар Леви. Максимально мрачное произведение, полное саспенса и человеческой боли. Шьямалан, конечно, взял из романа только основу – персонажей и место. Все остальное – лишь его заслуга, к которой следует относиться скептически.

Согласно сюжету, семья, состоящая из сотрудницы музея, страховщика, 11-летней девочки и 6-летнего мальчика, уезжают из Филадельфии на райский тропический курорт. Со стороны эта ячейка общества кажется идеальной, но на самом деле пара находится на грани развода. Более того, супруга серьезно больна. Родители, конечно, детям о семейных бедах рассказывать отказываются. Море, солнце, фирменные коктейли, которые созданы «исходя из предпочтений гостей», ну просто мечта. Впрочем, даже в таком замечательном месте можно начать маяться от скуки. Благо есть главный менеджер отеля, который предлагает одну заманчивую идею – поездку на отдаленный пляж, про который знают далеко не все постояльцы.

Семейство с радостью грузится в видавший виды автобус, которым управляет странный шофер. Кстати, за рулем сам Шьямалан, который просто обожает собственные камео в своих же фильмах. Никакого нарциссизма, просто бизнес. Транспорт довозит наших героев до пляжа, где и правда нет толпы отдыхающих. Это вам не курорты Краснодарского края. Омрачает отдых лишь труп полностью обнаженной девушки, всплывший неподалеку. Тут же сидит темнокожий молодой мужчина, известный рэпер, у которого из носа идет кровь. Наверное, это он укокошил красотку, но не факт (ну чем вам не детектив). Тут же на пляже появляются еще две семьи, в которых волею судьбы также находятся больные. Дальше – проще. Отдыхающие моментально начинают стареть. Одни сутки на этом пляже – это лет 50 в «реальной» жизни. Надо бы отсюда сбежать, но скалы обреченных отпускать уже не намерены.

Пожалуй, можно сказать, что «Время» один из самых слабых фильмов в карьере Шьямалана, но этому тут же найдутся возражения. Как-то так вышло, что в ужастиках с элементом триллерности публика ищет не смысл, а возможность испугаться и до боли в костяшках пальцев сжать кресло от напряжения. «Время» тут вам поможет. Шьямалан все сделал четко и резко. Помогли ему в этом оператор Майк Гиулакис и композитор Тревор Гурекис. Оба специалиста работали с режиссером над «Домом с прислугой». И они точно знают, какие нервные окончания надо задействовать в этом жанре.

Темп у фильма отличный. Лента работает скачками, от неспешного и моментами глупого диалога, а сразу отправляется к безудержному трэшу, который сложно осознать. На психику ряд сцен давят с невероятной силой. Есть и откровенно мерзкие моменты, но поверить в происходящее максимально сложно. Шьямалан, как могло показаться, попытается нам рассказать о том, что пляж – почти всегда опасное место для приключений, как это было в одном известном фильме с Леонардо Ди Каприо, но в итоге «Время» похоже на очередной выпуск «Сумеречной зоны», где все максимально фантастическое и фантасмагорическое. Чего только стоит операция по удалению раковой опухоли без наркоза с помощью обычного ножа. Да, онкологическое образование мужики вытаскивают голыми руками – чистый бодди-хоррор, о которым мы уже позабыли.

Обертка у нового творения Шьямалана пестрая и удивительно разнообразная. Актеры здесь тоже отличные: Гаэль Гарсиа Берналь, Вики Крипс, Руфус Сьюэлл и так далее, но играть им почти нечего. Переходи от непонимания в глазах к откровенному безумию – и все готово, дальше лишь титры. Брать зрителя режиссер точно не планировал актерской игрой, отдав все силы операторским этюдам, гриму и спецэффектам.

Проблема у «Времени» в другом – это кино-притча, которое должно заставить задуматься. Может, вы не знали, но все мы рано или поздно умрем, вот только дела и заботы не дают нам наслаждаться жизнью. Надо ловить каждый миг, помнить счастливые моменты и радоваться времени, отведенному для общения с родными и близкими. Серьезно?! Почти два часа хронометража для банальной истины, о которой так много снято и написано? Шьямалан как будто впал в детство. Сложно поверить, что перед нами работа уже состоявшегося мужчины, а не 18-летнего юнца, который пока только учиться бриться.

Не забыл Шьямалан высказаться про этику и мораль, которые не всегда соблюдают крупные корпорации, особенно фармацевтические. Что такое смерть одного человека ради спасения тысяч? И правда, почему бы не обсудить вопросы медицинского бизнеса в исключительно развлекательной ленте, где персонажи погибают быстрее, чем в романах Агаты Кристи.

Сложнее всего поверить, что Шьямалан не стал использовать свои фирменные твисты. Он так загнал свой рассказ, что скрасить его интересным поворотом оказалось невозможно. Максимально прямолинейная история, в которой следует разглядывать лишь визуальный ряд, ведь все остальное максимально устарело, покрылось песком и превратилось в прах, как и все жертвы тайного пляжа где-то на окраине мира.

Изображения: Universal Pictures

0
Поделиться:

Дмитрий Гинкель

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии