Сколько авторов, столько и мнений: сразу две рецензии на фильм «Дюна»

 Сколько авторов, столько и мнений: сразу две рецензии на фильм «Дюна»

Юлия Амосова, в восторге

Масштаб и красота: идеально для больших киноэкранов

Фильм невероятно красивый. Те, кто смотрели его на больших экранах в кинотеатре, точно с этим не поспорят. Каждый крупный план и новый кадр – заставка мечты для рабочего стола на компьютере. Конечно, подобная панорамность неслучайна. Герои перемещаются от одной локации к другой на протяжении всего фильма. И каждое новое перемещение – это еще более масштабный план. В этом кроется самый очевидный из возможных подтекстов: даже влиятельные люди Вселенной беспомощны перед силой пустынного Арракиса. Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) на протяжении всей картины сталкивается с ощущением собственной беспомощности, пытается его преодолеть и овладеть планетой. Операторская работа Грега Фрейзера восхищает: он смог собрать вместе футуристичность декораций, красоту ландшафтов и внимание к научно-фантастическим деталям.

Экранизировать Фрэнка Герберта сложно. Мы это знаем по неудачному киноопыту прошлых лет. Однако у Вильнева получилось выдержать баланс. То, что невозможно передать визуально или монтажно, обыграно через саунддизайн. Голос, которым владеют сестры Бене Гессерит — это прекрасный пример звуковой научно-фантастической адаптации. «Дюна» – пример одного из самых реалистичных способов показать телекинетическое воздействие на человека. Особенно если сравнивать с другими фантастическими картинами.

Ну и, конечно, время берет свое. Сейчас, когда смотришь на сражения Атрейдесов и Харконненов, невольно вспоминаешь «Звездные войны». Еще несколько десятков лет назад аналогичные кадры отрисовывали вручную. А «Дюна» – настоящий гимн компьютерной графике. Пример того, что бездонную пасть огромного песчаного червя и вибрирующие силовые щиты можно показать реалистично.

Звуки и саундтрек: отключение от реальности на все 2,5 часа

Еще одна причина влюбиться в эту киноадаптацию «Дюны» – музыка и работа звукорежиссера. Как мы знаем, основной саундтрек к фильму написал Ханс Циммер. И, наверное, это лучший музыкальный эпос за последнее время. Задача была непростая: передать эмоцию через вшивание в общий музыкальный тон несуществующих голосов. И эти голоса стали чуть ли не главными идейными двигателями «Дюны». Они, как и крупные планы, раскрывают легко считываемый, но важный подтекст: человек слишком беспомощен, слишком бессилен, чтобы овладеть даже частью планеты. Музыки в фильме много. И она сопровождает каждую сцену (даже те, которые, на первый взгляд, могут показаться не особо значимыми для сюжета). Это делает каждый эпизод, с одной стороны, утрированно эпическим, с другой – значимым. А ещеименно музыка прекрасно удерживает внимание и концентрацию. Поэтому фильм не ощущается как скучный или затянутый.

Герои: женские персонажи и легкий уклон от первоисточника

Во вселенной Фрэнка Герберта женщины, как ни крути, играют второстепенные роли, даже несмотря на суперспособности. Но в экранизации Вильнева этот угол слегка сдвигается, и совершенно не зря. Джессика – центральный персонаж. С самого начала ее готовили как наложницу Лето Атрейдеса, которая должна рожать ему только дочерей. Но в картине она совершенно другая: сильная женщина, которая, несмотря на запреты, родила сына, умеет манипулировать людьми. Гайя-Елена Моийам – старший проктор в школе Бене Гессерит и наставница Джессики (пугающий образ для тех, кто решит посмотреть на возрастное ограничение картины и сходить в кино в 12 лет). Она настоящий «серый кардинал», который появляется на экранах всего несколько раз, но двигает сюжет сильнее многих других героев и одна из первых говорит о «захвате вселенной и мировом господстве».

Наконец, фрименка Зендея, которая чаще других женских персонажей появляется на экранах (во снах Пола). Легкое смещение в сторону женских образов, в отличие от первоисточника, делает «Дюну» более ровной: здесь есть человек и вселенная, человек и стихия. Нет ярко выраженной любовной линии, нет ощутимого контраста «мужское-женское». Персонажи привлекают, потому что они не «чрезмерно книжные». Отец не собирается отказываться от сына, если тот не захочет продолжить его дело: «Если твой ответ «нет», для меня ты все равно останешься самым важным – моим сыном». Герои сильные, но они постоянно борются со своими страхами. Здесь нет супергероев в чистом виде, грань между героями и антигероями немного стирается. Хотя, конечно, к концу мы понимаем, кому стоит сопереживать.

Скрытый смысл: какие идеи считываются сразу

Идейно «Дюна» очень богата, но хочется обратить внимание на два вопроса. Первый – экологический. Вильнев ставит проблему ограниченности природных ресурсов. Намек понятен: ее надо решать не только обитателям галактической империи, но и нам. Заброшенная экологическая станция на Арракисе – образ говорящий: пустыня могла бы стать раем на земле, если бы не специи (спайс). Из-за них никто не захотел избавляться от дюн. Интересно, что этот откровенно нравоучительный посыл в фильме не задавливает зрителя, а как бы проходит вскользь.

И наконец, главная нить «Дюны» – образ и явление мессии. Если в экранизации Вильнева многие книжные моменты отошли на второй план из-за ограниченности времени, то тема избранности Пола раскрыта в полной мере. На юного героя сваливаются странные, пророческие сны, предсказания, чужие ожидания. На Арракисе его встречают молитвами, и каждый второй называет «Махди», «Голосом из вне» – то есть мессией. К концу фильма он справляется с этим. По крайней мере, на это намекает финал. Ну а «мессианский голод» в «Дюне» – скорее следствие всего происходящего. Человечество (в частности, фримены) ждут прихода мессии, чтобы он решил все проблемы. А пока, они выживают сообща в дикой пустыне: «Они суровые и честные. Они приспособились к пустыне. Они ее часть, она их часть».  Все же, это не бездумное ожидание спасения, а созидательная надежда.

Финал открытый, и это «многоточие» в конце Вильнев, конечно, сделал сознательно. Пол Атрейдис и его мать Джессика прибиваются к племени фрименов. Главный герой повзрослел, научился слышать себя и свой внутренний голос, ощущать себя как Избранного.

Работа над ошибками: новая экранизация без старых недостатков

Главный плюс новой «Дюны» – отсутствие энциклопедического закадрового текста. При этом, даже если зритель едва ли знаком с первоисточником, он все поймет. Действительно, некоторые персонажи были отведены на второй план (как, например, доктор Юэ, мотивация которого понятна, но не до конца), но здесь, очевидно, пришлось выбрать: либо расширять хронометраж, либо урезать персонажей. Я бы сказала, что Вильневу удалось избежать ошибок экранизации Линча. Он не объяснял сюжет и принцип работы вселенной, а постепенно раскрывал его: через диалоги, локации, детали.

То, что было упущено или не проговорено, ждет нас в сиквеле. Ведь, как мы знаем, Вильнев с романом Герберта знаком прекрасно. «Дюна» – это масштабная, проработанная, глубокая картина с невероятным актерским составом, сложнейшей компьютерной графикой, сильной операторской работой и запоминающимся саундтреком.

Павел Хрусталев – красиво, но шаблонно, а временами пародийно

Я понимаю общие восторги, ведь все вокруг говорят, что это классика, которую наконец-то достойно экранизировали. Достойно, не спорю, я вот как раз пару дней назад пересмотрел «Дюну» линчевскую, и она снова показалась похожей на любой фильм Марка Захарова, только плохой и действие которого почему-то происходит в космосе. У Вильнева получилось хорошо. Настолько, насколько я могу это понять, потому что книгу не читал. Масштаб, красивые кадры, натурные съемки, удивительные черви – это все прекрасно. Я в восторге от образов героев Джоша Бролина и Оскара Айзека, а для Джейсона Момоа это лучшая роль в карьере. Молитва леди Джессики о том, что она не должна бояться, а страх убивает разум, и вовсе кажется чуть ли не самым глубоким моментом фильма, а сама леди Джессика – самым интересно прописанным персонажем фильма.

Но довольно о том, что в фильме было хорошего – об этом вам Юлия рассказала в предыдущей рецензии. Пора критиковать!

Во-первых, очень примитивный сюжет. Понятно, что это не вина Вильнева. Понятно, что шестьдесят лет назад, когда вышла книга, все это могло казаться свежим и интересным. Только вот сейчас все происходящее на экране выглядит настолько вторично, что от недоумения хочется слегка взвыть. Тут есть Избранный с непонимающим и грустным взглядом, по поводу избранности которого все вокруг сомневаются на протяжении всего фильма – никогда такого не видели. Тут есть два главных дома, две важнейшие генетические линии человечества – Атрейдесы и Харконнены. Они друг друга очень не любят, а потом один дом вероломно нападает на другой, вырезая его под корень (почти) с помощью предателя. Тоже никогда ничего подобного не было! Даже в «Игре Престолов» не вспомнить подобный сюжет. Продолжать можно бесконечно – от надоевшего образа Верховной Прорицательницы до свободного народа (который буквально свободный, так как состоит из фри менов), который все равно надо зачем-то освободить.

Во-вторых, бесконечно смешная концовка. Считаю Вильнева большим и очень умным автором, поэтому не допускаю мысли о том, что он снимал ее всерьез. Под концовкой я имею в виду (здесь спойлеров полно, так что берегитесь!) ту часть, когда Пол вместе с матерью попадают к фрименам, а главный фримен Хавьер Бардем собирается оставить Пола как сына полка, а маму убить, потому что толку от нее никакого. То есть, он так думал. После этого начинается битва между Полом и каким-то произвольным чернокожим фрименом. Битва эта настолько нелепа и настолько не вписывается в общее серьезное течение фильма, что ее можно было бы с куда большей достоверностью вписать в кино типа «Белые не умеют прыгать» или «Не грози Южному централу, попивая сок у себя в квартале», чем в «Дюну».

Нормальная такая пародия на истории парней из кварталов. Все атрибуты на месте – гетто, афроамериканец (афроарракиец), который вроде как точно должен победить и по этому поводу изводит своего странного белого соперника отборным трэш-током. Белый, который вроде бы не знает, что делать, а потом выясняется, что очень даже знает. Главный чувак в гетто (Бардем), который вообще-то должен был биться сам, но решил пустить в дело кореша. Идеально. Уверен, что это была сознательная пародия, но зачем? Возможно, современные авторы, даже лучшие из них, просто не могут жить без постиронии, хотя и рассказывают абсолютно модернистскую историю.  

В-третьих, нет ничего, что могло бы сделать этот фильм великим. Тот самый случай, когда все вроде бы хорошо и правильно, но глобально не за что зацепиться. Прилежно выполненное домашнее задание, сданное на проверку в тетрадке с очень красивой обложкой – не то, чего ожидаешь от победителя всероссийской олимпиады. Да и обложку видали покрасивее. От автора ждешь авторского, но в этот раз дождаться не удалось.

Понятно, что если уж кинематограф надо спасать, а в качестве кандидатов зарегистрированы лишь двое – Кристофер Нолан и Дени Вильнев – то голосовать надо за Вильнева, причем не думая. Надеюсь, во второй части саги все встанет на свои места.

Изображения: indiewire.com, hollywoodreporter.com, cinemablend.com, thespiral.co.uk

0
Поделиться:

Павел Хрусталев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии