Русский Пеле или негодяй: рецензия на спортивную драму «Стрельцов»

 Русский Пеле или негодяй: рецензия на спортивную драму «Стрельцов»

«Стрельцов» Ильи Учителя — первый крупный российский фильм, который будет скитаться по кинотеатрам со времен начала пандемии. Спортивная драма, в которой вновь в центре кадра улыбка Александра Петрова и пара-тройка фактов из его биографии. Правда, и тут многие события удалось переставить местами, как фигуры в шахматах. А что? Тоже спорт!

В 1954 году на поле в футболке московского «Торпедо» вышел юный и дерзкий новичок. Его имени не знал даже комментатор матча – если вы считаете, что это было странно почти семьдесят лет назад, то вы ошибаетесь. Такая неосведомленность среди комментаторов встречается и в наше время. Чуть позже этот новичок смог влюбить в себя всю страну, и имя его стало известно абсолютно всем. Как вы догадались, это был 16-летний уроженец городка Перово Эдуард Стрельцов. Он быстро стал легендой, его называли Футбольным Шаляпиным и Русским Пеле, а иностранцы гордо величали игрока Русским танком. Несмотря на все эпитеты и неофициальные звания, судьбу Стрельцова радужной и счастливой назвать никак нельзя.

Конечно, сперва был Мельбурн-1956, где сборная Советского Союза завоевала олимпийское золото. Стрельцов должен был выйти на поле в той игре, но в последний момент выбор был сделан в пользу Никиты Симоняна. Если верить легенде, то об этом весьма настойчиво попросил первый заместитель председателя Совмина СССР Анастас Микоян. По прежним суровым и экономным правилам медали получали только футболисты, вышедшие на поле. После триумфа Симонян, руководствуясь принципами милосердия и справедливости, решил отдать медаль Стрельцову, но Эдуард ответил: «Вы уже в возрасте, а у меня еще столько Олимпиад впереди!» Вышло все немного не так, и свою медаль с Олимпийских игр Стрельцов все же получил, но только в 2006 году, и посмертно.

После Олимпиады Стрельцов усиленно готовился к битве на чемпионате мира в Швеции в 1958 году. Форвард ловко маневрировал между тренировками и вечеринками, на которых алкоголь тек рекой, а от женщин не было отбоя. Буквально за месяц до мундиаля (который тогда так еще не называл) Стрельцов отправился отдыхать на даче с партнерами по сборной Михаилом Огоньковым и Борисом Тутушиным. После вечеринки Эдуард вернулся на базу сильно уставшим и разгоряченным, его отправили отсыпаться, а еще через несколько часов в Тарасовку уже прибыла милиция. Стрельцова обвинили в изнасиловании и отправили в колонию, заодно лишив звания заслуженного мастера спорта Почетное звание футболисту вернут спустя много лет.

Что именно произошло той злополучной ночью? Остается только гадать, потому что версий существует масса. К примеру, Стрельцова могли подставить представители ЦСКА и «Динамо», ведь в эти команды молодой талант переходить не хотел. Тогдашний советский лидер Никита Хрущев, узнав тяжесть обвинения, пришел в ярости от поступка Стрельцова и потребовал немедленно наказать «негодяя». Через семь лет, в феврале 1963 года, Стрельцов был освобожден досрочно.

Сперва ему разрешили играть лишь в чемпионате завода ЗИЛ, а еще через два года вернули в «Торпедо». После случившегося Стрельцов все равно стал чемпионом СССР и выиграл Кубок страны, а также дважды был признал лучшим футболистом союзного государства.

Это все было о человеке, теперь о его тезке-фильме. «Стрельцов» — удивительно лощеное и «чистое» кино. Кому будет интересно смотреть на экране на бабника и алкоголика, который даже крутил роман со Светланой Фурцевой, дочерью будущего министра культуры СССР? Нет, такой Стрельцов нам не нужен, мы требуем яркую живую личность, которую украсит и улыбка до ушей, и знаменитая прическа в стиле тедди-бой. Вот Петров тут как раз пришелся к месту. Его вечный юношеский задор и бескомпромиссный нрав подошли к версии истории Учителя как нельзя кстати.

Теперь Стрельцов всем подмигивает, корчит гримасы, чеканит мяч тысячу раз на спор, может пнуть огромный кочан капусты на высоту трех этажей, а также на всех парах запрыгнуть в мчащийся поезд из кабины грузовика. Вот такого народного героя и футболиста предлагает нам Учитель.

Все остальное, все окружение Стрельцова, больше напоминает картонные фигурки и невнятные образы. Вроде бы идет битва с болгарами за победу на Олимпиаде, но от великого Льва Яшина в кадре лишь полплеча и кепка (видимо, это самое важное). Вроде бы едут на поезде бить поляков перед чемпионатом мира, но у Симоняна огромный живот, будто бы после трех порций хачапури и компота сверху. Понятно, что, как и сказал Стрельцов, ныне здравствующий Никита Павлович был в возрасте уже тогда, но все же создателям фильма надо и меру знать. Говорить про чиновников очень страшно, как и в любом российском фильме. Тут Брежнев постоянно хмурится и плавает в бассейне, а Хрущев лишь орет и расставляет позолоченную кукурузу по Кремлю. Из нелепостей сотканы и другие персонажи, большинство из которых фильму совершенно не нужны.

Да, в «Стрельцове» много футбола, как хоккея в «Легенде №17» и баскетбола в «Движении вверх», но всех интересует не компьютерная графика и пара финтов Петрова, а историческая правда, хотя бы теория о той самой ночи от Учителя. Что ж, начнем с того, что Стрельцов в версии Учителя все же выиграл Олимпиаду сам, никакого Симоняна там и рядом не было. Вечеринка на даче же оказалась лишь местью старых знакомых футболиста. Такой вот неожиданный поворот. Учитель признает, что ничего не было, но вплетает в разговор лишь ревность и чистую любовь. Это ниже всех самых скромных ожиданий.

Петров, а также Александр Яценко, Виктор Добронравов и Виталий Хаев выполнили все поставленные перед ними задачи. Один выступил героем, другой – злодеем, третий – Иудой на пути к исправлению, четвертый – почти вторым отцом. Стася Милославская сыграла сдержанную и волевую советскую девушку с плаката, а великая Надежда Маркина в очередной раз отработала роль сердобольной матери. Ничего сложного, ничего нового.

Учитель показал нам персонажа, на которого следует равняться. Ну выпил немного, с кем не бывает. А так —– Стрельцов, конечно, знаменитость, о которой надо снимать кино и слагать песни, да и статуя игрока возле родного стадиона не помешает. Все по канону, все где-то рядом с Харламовым и той самой сборной СССР, победившей США в 1972-м году «за себя и за Сашку». Наверное, скоро в российском кино даже должен появиться отдельный жанр, ведь подобные ленты уже идут как с конвейера. Ждем фильмов про Дзюбу, Акинфеева и Черчесова. Пора уже.

Источник: https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/130646/958763.jpg; https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/130646/958774.jpg

3
Поделиться:

Дмитрий Гинкель

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии