«Реальная любовь» и другие. Лучшие фильмы Ричарда Кертиса без Мистера Бина

 «Реальная любовь» и другие. Лучшие фильмы Ричарда Кертиса без Мистера Бина

Британское кино у некоторых людей ассоциируется с напыщенными (и скучноватыми) серьезными историческими картинами. У других – с современными комедиями, в которых от британского, на самом деле, осталось лишь место действия. У третьих – с местным «по коням, возможно криминал», от нескончаемых экранизаций произведений Конан Дойла до Гая Ричи (иронично, что и у него своя экранизация приключений великого сыщика присутствует). Любители сериалов, конечно, сразу вспомнят «Доктора Кто». Нельзя забывать и о Поттериане. Аудитория, на самом деле, широка: совсем разный кинематограф и совсем разные зрители. Но одного британского товарища (помимо мальчика, который выжил) узнают все. Карикатурный Мистер Бин в исполнении блистательного Роуэна Аткинсона уже стал современным фольклором, только вот говорить мы будем не о нем, а об одном из его создателей.

Ричард Кертис родился в Новой Зеландии, раннее детство провел в Швеции и на Филиппинах, а на Туманный Альбион приехал в возрасте одиннадцати лет. Его творчество – продукт, от которого исходит запах британского духа, чувствующийся и за пределами островов. Массам сценарист известен как один из создателей картин о Мистере Бине. Помимо этого, Кертис поучаствовал в работе над большим количеством других заметных фильмов. И сегодня я хочу представить вам действительно достойные работы, к которым Ричард приложил руку, где обошлось (или почти обошлось) без Роуэна Аткинсона.

Изображение выглядит как человек, мужчина, внутренний, старший

Автоматически созданное описание

Речь пойдет о четырех избранных фильмах. Ко всем Кертис писал сценарии, в двух дополнительно выступал в качестве режиссера, еще в одном параллельно был продюсером. Во всех лентах легко проследить фирменный стиль Ричарда – это легкие, но тонкие романтические комедии, пропитанные атмосферой старой доброй Англии. Я уверен, что каждый из вас один из представленных фильмов смотрел, либо видел хотя бы краем засыпающего глаза, но не придавал значения, взмахом чьего пера он создан и/или кем поставлен. Если же при виде сочетания «романтическая комедия» у вас отпало всякое желание читать дальше, то самое время познакомиться с одной из этих картин и разрушить стереотип, что ромкомы глупы, однобоки и слащавы. Только не у Кертиса!

Вступление, как это часто бывает, затянулось, пора уже начинать говорить о конкретных фильмах. Ленты представлены в хронологическом порядке.

«Четыре свадьбы и одни похороны», 1994

На дворе 1994 год. Возможно, лучший год в новейшей истории кино: просто представьте, в 1994 вышли «Криминальное чтиво», «Побег из Шоушенка», «Форрест Гамп», «Леон», первая «Маска», легендарный мультфильм «Король Лев», да еще и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова! И во время такой золотой лихорадки кинематографа «Четыре свадьбы и одни похороны» смогли получить две номинации на «Оскар». При бюджете в 4,5 миллиона долларов картина собрала в прокате более 245 миллионов, став на тот момент самым успешным в прокате британским фильмом в истории.

Режиссером ленты выступил Майкл Ньюэлл (самая известная работа – «Гарри Поттер и Кубок огня»), продюсером – Данкан Кенуорти (также продюссировал несколько других видных работ Кертиса). А сценаристом – собственной персоной виновник торжества, Ричард Кертис.

Изображение выглядит как человек, одет

Автоматически созданное описание

« – Ты был мил даже со мной, хотя считал меня идиоткой. Я думала, что U2 – это подводная лодка…

– Ну в каком-то смысле ты была права, в их музыке есть что-то глубоководное».

Данная картина – приятная романтическая комедия, в которой Чарльз (Хью Грант), скованный и немного нелепый британец, на протяжении четырех свадеб и одних похорон строит отношения с дерзкой и даже распутной американкой Кэрри (Энди Макдауэлл). Чарльз боится серьезных отношений, «брак» для него слово запретное, но Кэрри свела его с ума…

Наполненная британским колоритом и фирменным английским юмором, эта тонкая лента больше о форме, а не о содержании. Сюжет, конечно, формально присутствует, но пересматривать ее хочется точно не из-за него. Да и как можно пересматривать фильмы только ради сюжета? Прекрасная игра абсолютно всех актеров (чего стоят друзья и сестра Чарльза – видные английские товарищи Кристин Скотт Томас, Саймон Кэллоу, Шарлотта Коулман, Джон Ханна и другие), пейзажи английских замков, атмосфера махровых девяностых – кино смотрится на одном дыхании, картинка и настроение ленты приносят эстетическое удовольствие. Почти каждый диалог вызывает улыбку, комедия положений не избитая, не глупая, пошлости нет и в помине. Возможно, единственной проблемой для искушенного современного зрителя станет русская озвучка – она тут в старых добрых традициях, когда не все успевают сказать свои реплики вовремя. В общем, сплошная ностальгия.

Изображение выглядит как человек, внутренний

Автоматически созданное описание

Еще пару слов об актерах… Да, здесь все-таки есть Роуэн Аткинсон! Он прелестен в роли молодого закрытого в себе священника, проводившего свое первое венчание и перепутавшего все, что только возможно.

Переводчики ленты действительно старались. Несмотря на обилие каламбуров и тонкого английского юмора и вопреки дубляжу, не хватающему звезд с неба, перевод на русский язык и правда неплохой.

Фильм собрал ряд престижных премий, занял достойное место на полке поклонников кино и положил начало сотрудничеству Кертиса и Гранта, которое подарит нам еще не одну прекрасную работу. еще зарождающийся стиль Ричарда в данном фильме. Данная лента точно понравится поклонникам атмосферы островов Ее Величества и прекрасно познакомит зрителя со стилем Ричарда Кертиса.

«Дневник Бриджит Джонс», 2001

Если этот текст будут читать поклонники Кертиса, они могут задать совершенно резонный вопрос: если порядок хронологический, то где «Ноттинг Хилл»? И я бы им ответил, что несмотря на коммерческий успех, к лучшим работам Кертиса данную картину я бы относить не стал. Помните, что восприятие искусства все-таки субъективно, а если вы ищете список фильмов, составленный на основании только сухих коммерческих цифр, лучше обратиться к проверенным рейтингам Кинопоиска, IMDB и других подобных ресурсов. Вернемся же в 2001 год к первому (и единственному достойному) фильму о Бриджит Джонс.

Бриджит (Рене Зеллвегер) – закомплексованная 32-летняя женщина, злоупотребляющая алкоголем, сигаретами и сомнительным контентом на телевидении. Все вокруг, в особенности родители, стараются свести девушку со стоящим мужчиной. Таким кандидатом становится Марк Дарси (Колин Ферт), стеснительный, скромный и слегка занудный мужчина. Но вместо «жили долго и счастливо» герои чувствуют взаимное отторжение. В этот момент на сцене появляется третье действующее лицо, антипод Марка Дарси – начальник Бриджит Дэниэл Кливер (Хью Грант). Уверенный в себе обольститель, дамский угодник, классический антигерой романтических фильмов, Дэниэл наслаждается собой и жизнью. Бриджит становится его новым проектом. Усиливает общий конфликт фильма и факт давнего знакомства персонажей Ферта и Гранта.

Изображение выглядит как человек, внутренний, стоит

Автоматически созданное описание

«Всеми признанная истина заключается в том, что как только что-то в твоей жизни начинает улучшаться, что-то другое разваливается на части»

«Дневний Бриджит Джонс» – простая и легкая картина, киноадаптация романа английской писательницы Хелен Филдинг. Несмотря на стандартные образы и предсказуемый сюжет, колорит вновь берет свое – смотреть за выходками Дэниэла интересно, Бриджит прекрасна в своей наивности, а бонусом еще идут карикатурные друзья главной героини и ее кулинарные изыски (голубой суп – это интересно).

Фильм собрал отличную кассу, что послужило поводом для продолжений. К сиквелу Ричард Кертис имеет прямое отношение, а вот триквел уже снимался без него. Смотреть продолжения стоит только если вам слишком понравятся миры ромкомов Кертиса, либо если вы персональный поклонник Рене Зеллвегер.

А вот с оригинальной картиной ознакомиться стоит. Тем более в этом году фильм празднует юбилей – 20 лет. Чем не повод?

Двигаемся дальше.

«Реальная любовь», 2003

Во-первых, один из лучших новогодних фильмов всех времен.

Во-вторых, это настоящий «мстители, общий сбор» британских звезд тех лет.

В-третьих, это и не ромком, но почти полноправная трагикомедия.

«Реальная любовь» – бесшовный сборник новелл, связанных местом действия и персонажами, да еще какими! Актерский состав здесь действительно all-star: несменный герой фильмов Кертиса Хью Грант, вновь прибывший Колин Ферт, Кира Найтли, Лиам Ниссон, Алан Рикман… и как у Милна: «и все-все-все». Как ни странно, фильм рассказывает о любви. Во всех ее проявлениях: любовь сестры к брату-инвалиду, любовный треугольник, любовь к лучшему другу, к жене лучшего друга (это разные новеллы, а не то, что вы могли там подумать), первые чувства десятилетнего мальчика, любовь на разных языках… Далеко не все новеллы заканчиваются традиционным хэппи-эндом: картина глубже и, простите, «реальнее». Тем и привлекает.

Хотя новеллы и завязаны на Рождестве и на чудесах, связанных с ним, лента подойдет для любого времени года. Фирменный юмор Кертиса, прекрасные актеры и запоминающиеся локации вновь создают непередаваемую атмосферу, в данном фильме еще и подпитанную праздничной тематикой. Кино хочется пересматривать каждый год, цитат тут набралось на отдельную статью.

Отдельно хочется отметить то, как новеллы с течением фильма переплетаются между собой: второстепенный персонаж из одной становится главным в другой, фигурирует в третьей и косвенно упоминается в четвертой. Почти все герои так или иначе знакомы между собой, но фигурируют хоть и параллельно, но в разных местах, и лишь в самом конце картины встречаются все вместе на школьном концерте. Хотя не все и знают об этом.

Картина несет правильную мораль – любовь всегда есть вокруг нас, не стоит зацикливаться лишь на классических чувствах «мужчина-женщина». И любовь делает людей добрее, а мир – светлее. Невольно вспоминается и великая цитата Джона Леннона: «Любовь – ответ на все вопросы». Ее, кстати, в своей свадебной речи использовала героиня Энди Макдауэлл из первого фильма в списке.

Изображение выглядит как текст, знак

Автоматически созданное описание

Прелесть работы Кертиса с шутками ниже пояса в этом фильме выходит на совсем наглый уровень: режиссер показывает нам взаимоотношения двух дублеров, заменяющих известных актеров в постельных сценах, при этом абсолютно избегая любой пошлости. В моменты съемок герои говорят о пробках в Лондоне, о том, как их называют друзья, а в итоге очень стеснительно договариваются о свидании. Находясь при этом абсолютно без одежды перед всей съемочной группой.

Особняком стоит и саундтрек. Это сборник приятных праздничных композиций, которые отлично дополняют общую атмосферу, а в одной из новелл и вовсе выходят на первый план, ведь главный герой – постаревший поп-музыкант Билли Мэк (Билл Найи), одинокий человек, прозревающий только на закате жизни.

В фильме много запоминающихся сцен: речь премьер-министра Великобритании (Хью Гранта) после встречи с президентом США, танец этого же премьер-министра, погоня ребенка в аэропорте за любовью всей жизни, признание в любви при помощи табличек, все появления Билли Мэка. Даже после пятого просмотра они не надоедают.

Изображение выглядит как текст, стена, галерея, комната

Автоматически созданное описание

«Тяжело быть сестрой премьер-министра. Жизнь заставляет всегда сравнивать. Что сделал сегодня мой брат? Он заступился за честь своей страны. А что сделала я? Голову омара из папье-маше»

«Реальную любовь» точно стоит смотреть. Для полного погружения, конечно, можно отложить ее до декабря, но и посреди лета картина гарантированно принесет вам хорошее настроение и подарит много поводов улыбнуться.

И да – сюда тоже все-таки проскочил Роуэн Аткинсон. Его экранное время составляет всего несколько минут, роль Аткинсона – продавец украшений и романтик, который делает свою работу с излишним энтузиазмом. В детстве я пересматривал эту сцену по несколько раз подряд. «Подарочную упаковку?»

P.S. А еще сразу видно, что фильм британский: американцы в нем выведены карикатурно, они простоваты, не блещут острым умом, хотя и добры. Никакой злости, лишь приятная ирония.

«Бойфренд из будущего», 2013

Сразу важная ремарка: такой перевод названия ужасен, но, увы, официален. Как бы сказал комик Идрак Мирзализаде, это – пример «отвратительного нейминга». В оригинале фильм называется «About Time», идиома, примерно означающая «давно пора». К сожалению, российский прокатный перевод может отпугнуть аудиторию. Но данная статья для того и писалась, чтобы открыть зрителю незаслуженно обделенную вниманием картину.

Изображение выглядит как человек, внешний

Автоматически созданное описание

«Я сел на поезд в Лондон. В поисках будущего и девушки»

В отличие от прошлых лент Кертиса, представленных в данном «рейтинге», в «About Time» есть элементы фантастики. А точнее, одна конкретная способность мужчин из рода Лейков, к которому относится главный герой фильма Тим (Доналд Глисон) – умение путешествовать во времени и переживать заново моменты из прошлого. Именно жить заново с любого момента в прошлом – можно все переиграть, исправить, перевернуть с ног на голову. Об этом в день двадцатиоднолетия Тиму рассказывает его отец (Билл Найи), наделенный таким же «отклонением».

Такая способность дает широкие просторы для проб и ошибок. В начале фильма Тим влюбляется в подругу его младшей сестры, приехавшей погостить на лето (неподражаемая Марго Робби). Герой терпит неудачи, и даже изменение прошлого не в силах ему помочь влюбить в себя другого человека.

Тим уезжает «в люди», в Лондон, где поселяется у друга отца, циничного драматурга Гарри (Том Холландер). В скором времени на свидании вслепую он знакомится с девушкой Мэри (Рейчел Макадамс), герои испытывают взаимную симпатию. Однако в тот же вечер с треском проваливается премьера пьесы Гарри. Главный герой, рыжий (но не «уродливый» как в «Рельной любви») британец возвращается во времени и спасает ситуацию с пьесой, где ведущий актер во время ключевой сцены забывает свои слова. Такое решение приводит к тому, что встречи с Мэри никогда и не существовало… Как влюбить в себя незнакомку, о которой ты уже и так многое знаешь? Правильно, как в «Дне сурка»: много попыток, пока девушка наконец не сдастся.

Пересказывать дальнейшие события было бы преступлением против эмоциональных сцен фильма: их нужно полностью прочувствовать самому. Например, последняя сцена взаимоотношений сына и отца – один из самых трогательных моментов во всем кинематографе (по крайней мере, для меня – искусство правда субъективно!).

Фильм поднимает серьезные вопросы – отношение отцов и детей, вопрос отношения ко времени, проблематику искреннего счастья. В конце главный герой выводит идеальную формулу счастья – и она может вас удивить.

При этом в картине, как и всегда в мирах Кертиса, много тонкого юмора и теплой атмосферы провинциальной Британии (даже несмотря на часть действий в Лондоне). Одна сцена свадьбы (удаются же они Ричарду Кертису) прекрасна – досмотрите до конца! Вместо трейлера.

Хорошее кино вызывает очень широкий спектр эмоций. И эта характеристика отлично подходит фильму «About Time»: от теплой грусти до искреннего смеха, лента играет на всех струнах души зрителя.

Заключение

Ричард Кертис – выдающийся кинодеятель. Чаша с его фильмами до краев наполнена теплом и уютом, юмор приятен и изящен, персонажи многогранны и интересны (во многом благодаря прекрасным актерам). В киномиры Кертиса хочется погружаться снова и снова.

Единый стиль прослеживается во всех работах, поэтому если вы смотрели что-то одно и вам понравилось – смело смотрите все остальное. Для начала, например, фильмы из этого списка.

Если же вы не смотрели ничего, то обязательно попробуйте: дайте шанс Кертису и его персонажам сделать ваш вечер чуточку ярче. В этом плане ленты Ричарда напоминает сериал «Друзья»: время за просмотром похоже на вечер в компании близких людей.

Изображения: hollywood.com, today.com, teaser-trailer.com, bbc.com, lostfilm.info, europeanfilmawards.eu, thecinemagirl.com, youtube.com, i.guim.co.uk, cdn.vox-cdn.com, townsquare.media

0
Поделиться:

Дмитрий Лучин

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии