Проклятый старый дом: рецензия на хоррор «Пустошь тьмы и зла»

 Проклятый старый дом: рецензия на хоррор «Пустошь тьмы и зла»

Фильмы ужасов не так уж и часто появляются в российском прокате, а качественные хорроры и вовсе можно пересчитать по пальцам. Среди лучших из лучших за 2020 год образовалась работа американца Брайана Бертино «Пустошь тьмы и зла», которую фанатам жанра пропускать точно не стоит.

Сюжет у «Пустоши» запутанным и сложным точно назвать нельзя.  Брат с сестрой, Майкл и Луиза, отправляются в родную техасскую глушь, где живут их мать с отцом. Пожилой мужчина крайне слаб и доживает свои последние дни с аппаратом искусственного дыхания, а его супруга, как кажется, и вовсе сошла с ума. С самого порога она заявляет дочери, что им «лучше было не приезжать», а потом утверждает, что на ферме происходит «не то, что кажется».

Странности для Майкла и Луиз на этом не заканчиваются. Вскоре их мать, нарезая морковь, превращает свою левую руку в обрубок, а после этого вешается в ангаре. Теперь дети остаются в доме за главных, следя за отцом. Всего они пробудут на ферме неделю, за это время силы зла уничтожат нервную систему героев, постепенно сводя их с ума.

Брайан Бертино дебютировал в кресле режиссера 13 лет назад, сняв триллер «Незнакомцы» с Лив Тайлер в одной из главных ролей. Снова в центре внимания были семейные заботы, а на этот раз Бертино использовал не демонов, а маньяков. «Незнакомцы» получили впечатляющие отзывы критиков и блестяще прошагали в прокате. При бюджете в 9 миллионов долларов они собрали почти 83 миллиона «зеленой» валюты.

Через пару лет Бертино оставил маньяков, переключившись на лесных чудовищ, сняв «Монстры существуют» с Зои Казан. И вновь в кадре отцы и дети, а также мертвая тушка волка, из-за которой персонажи оказались в лесной глуши без особой надежды на помощь. Сразу скажем, что в «Незнакомцах» и «Монстрах» Бертино выступил и режиссером, и сценаристом. Позднее он только помогал Йоханнесу Робертсу снимать картину «Незнакомцы: жестокие игры», которая точно был далека от идеала и эмоционально скупа. В «Пустоши» Бертино снова выступает мастером на все руки, что положительно сказывается на качестве картины.

В настоящее время жанр хоррора перерождается, уходя от клише и привычных скримеров. На первый план выходит Роберт Эггерс с его «Маяком» и Ари Астер с «Солнцестоянием» и «Реинкарнацией». В них режиссеры активно используют психологические уловки, пытаясь удивить самым неожиданным образом. Бертино все же оказался чуть более «простым» специалистом. В его «Пустоши» (да и в «Незнакомцах») хватает стандартных ходов, но за счет удачной работы с изображением и музыкальным сопровождением лента все равно вызывает чувство тревожности и моментами панический страх. Да и без омерзения на некоторые кадры взглянуть будет сложно.

Проще говоря, Бертино умеет пугать в тех местах, когда публика этого попросту не ждет. Его мрачные тени и потусторонние шорохи в первые минуты фильма как будто ничего не значат. Они просто есть и все, как в «Призраках дома на холме» – хите «Нетфликс» 2018 года. Даже лихо закрученные козлиные рога, появившиеся почти в первую очередь, лишь отдаленно напоминают о Мефистофеле и другом первородном зле. Затем темп запугивания растет: скрипы, звонки, шорохи, горящие адские глаза и так далее.

Майкл, Луиза и их родители, которые до этого были ярыми атеистами, просто вынуждены верить в существование божественного и дьявольского, теперь они видят это своими глазами и чувствуют каждой частичкой кожи. Кстати, для зрителей этот ужас работает аналогичным образом.

Ну черт с ними, с этими демонами. О чем «Пустоши» на самом деле? Как и все ленты, к которым приложил руку Бертино, об одиночестве. Все его герои обязательно оказываются в такой ситуации, когда им никто и ничто не поможет. Один на один с бедой и горем. Трагедия следует за трагедий. Никаких шансов на спасение. В каком-то роде творчество Бертино напоминает о песнях «Короля и шута», в которых тоже есть «Проклятый старый дом», «Демон», «Верная жена», «Блуждают тени» и так далее. «Пустоши» лишь объединяют весь этот фольклор в единое полотно, страшную фреску из человеческих страданий, запечатленных навсегда.

Как именно Бертино будет пугать, лучше посмотреть самим. Он и правда крайне изобретательный режиссер. Впрочем, его кино идет по проторенной дороге слишком давно, а Бертино лишь украшает проделанную до него работу новыми элементами, узнаваемыми, но до сих пор пугающими. Пожалуй, это один из лучших хорроров из тех, что выходили в канун Хэллоуина за последние годы. Как говорится, сладость или гадость.

Изображения: https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/143420/964569.jpg; https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/143420/962597.jpg; https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/143420/962602.jpg; https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/143420/964562.jpg

2
Поделиться:

Дмитрий Гинкель

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии