Прекрасное – далеко, а ужасное – близко: рецензия на сериал «Гости из прошлого»

 Прекрасное – далеко, а ужасное – близко: рецензия на сериал «Гости из прошлого»

В октябре трудно было скрыться от афиш и рекламы нового сериала от СТС под названием «Гости из прошлого». Как говорили в великой русской комедии «День выборов» – «на стенах, на колоннах, на заборах – везде». Вы-то как хотите, а я безнадежный поклонник всех сюжетов, в которых речь идет о перемещениях во времени. Ностальгия, возможность исправить ошибки прошлого, исторический срез ушедшей эпохи. Это вроде бы все пустое и несерьезное, но, с другой стороны, что может быть лучше. «Назад в будущее», «Гостья из будущего» и «Квантовый скачок» – навсегда в личном топе. Да что там Марти Макфлай и Алиса Селезнева, даже задумчивый и странный сериал «Обратная сторона Луны» был просмотрен, принят и еще не вытеснен из памяти. Короче говоря, не любую премьеру от российских телеканалов я жду с таким нетерпением. «Гости из прошлого» должны были стать отборным хитом от СТС, я ждал шедевра не хуже «Кухни», потому что помимо самого факта перемещения во времени здесь еще есть и ностальгия по позднему СССР, который я не застал, поэтому отношусь с теплотой и умилением.

Посмотрел четыре серии – больше пока не дают. Что тут сказать, если восемь лет назад классик уже все сказал. Наши ожидания по-прежнему наши проблемы. Снято не столько даже плохо, сколько непонятно зачем. И еще снято как будто бы очень наспех. Ну и все-таки плохо, конечно, чего уж сделать.

Что именно не удалось? Пока что примерно все. Помимо того, что сериал очень вялотекущий, в нем вообще нет сюжета. И это не похвала, не случай Дэвида Линча, а очень большой и даже центральный недостаток. Играющему главную роль профессора Юрию Стоянову, вероятно, привычно сниматься в наборе полуидиотских скетчей, но это все же не «Городок. Новое время», а сериал, в котором вроде бы должен быть какой-то сквозной смысл. Его вы тут, как я уже и сказал, не найдете. Зато! В наличии клоунский юмор про то, как гениальный профессор идет покупать запчасти для машины времени в секс-шоп, переодевание Стоянова в Брежнева, которому верят абсолютно все милиционеры и выпускают людей XXI века из тюрьмы прошлого. Ну и, в принципе, все в таком же духе.

Вроде бы я еще не рассказал о примерной фабуле сериала. Все просто – Стоянов-профессор в 1982-м году живет с внуком, горюет о прошлом и между делом мастерит машину времени. Живут они, конечно, в Москве, и, конечно, в одной из сталинских высоток. Так, вероятно, мы должны вспомнить «Москву слезам не верит» и прослезиться (и поверить). Машина времени изготавливается по-быстрому в рамках одной серии, в результате чего квартира делится пополам какой-то мерцающей синевой, напоминающей след от вызова Патронуса. Теперь одна половина квартиры находится в 1982-м году, а другая – в 2020-м. Разумеется, соседями из нашего времени становится типическая семья в составе быдловатого бизнесмена Алексея Макарова, его дочки-мажорки и ухоженной жены с придурковато-непонимающим взглядом. Они сразу вроде бы хотят вернуть все обратно, но ничего не выходит, потому что на авансцену выходит великий и ужасный Михаил Трухин. Как выяснилось, он и есть тот самый внук профессора, только постаревший, из 2020-го года, а явился он для того, чтобы разломать машину времени и избежать катастрофы. Вроде бы при попытке перемещения все погибли, а теперь нет – вероятно, это к лучшему, но после просмотра четырех серий я в этом не совсем уверен.

После явления Трухина не происходит ничего. Ситуационные комедии потому и состоят из серий продолжительностью примерно в двадцать минут, чтобы шутки не приедались, а их концентрация была максимально плотной на протяжении всей серии. Здесь же у нас постоянно идут кадры хроники 1980-х, всякие там Жигули с бочками кваса, девочки с прическами Алисы Селезневой. Так вот минутку-две уже и использовали. Потом можно взять дочку-мажорку, посадить ее в коротких шортах на подоконник, включить какую-то музыку проникновенную, а рядом поставить внука (молодого, не Трухина) со взглядом идиота. Вот еще три минуты прошло, и придумывать ничего не надо.

И слава Богу! Лучше уж так, потому что, когда создатели сериала начинают играть в креатив, то получается настолько топорно, что сил нет совсем никаких. Конечно, у бизнесмена Макарова проблемы с законом и какими-то серьезными людьми. Деньги ему нужны, а раз можно попадать в прошлое, значит, давайте используем ход из второй части «Назад в будущее». Там был спортивный альманах, а тут у нас газеты с результатами розыгрыша Спортлото-82 (снова отсылка к советскому кино!). Странной женушке сказали, что все проблемы из детства – она идет искать в 1982-й год саму себя, встречает, спасает от удара о качели, перекидывается парой слов со своей матерью. Отказывается от приглашения на чай. Уходит. Все. Зачем нужна была эта сцена – непонятно. Просто нужна и все.

Играть, как вы уже поняли, здесь не может никто. Некоторые по той причине, что просто плохие актеры, некоторые – потому что такой вот замечательный сериал, где все не так и все не то. Отличный артист Трухин, например, косплеит своего же персонажа-кретина из сериала «Ивановы-Ивановы», только если там он смотрится максимально органично, то в «Гостях из прошлого» он не нужен совсем. Здесь все очень лоскутно и неизвестно как, но персонаж Трухина лишний даже среди всех остальных лишних персонажей. Стоянов только кривляется и шевелит бровями, Макаров пытается что-то сделать, но выглядит бесконечно уставшим то ли от жизни в целом, то ли от процесса съемок.

Плюсов, честно говоря, не обнаружено, хотя я до сих пор пытаюсь их найти. Но что тут говорить, если иногда оператору лень даже камеру поставить так, чтобы героев было нормально видно – и если вы скажете, что это режиссерский ход, то вы явно не видели самого сериала. Что, конечно, правильно. Я буду смотреть дальше в надежде на чудо, но делать это все тяжелее и тяжелее.

Изображения: https://liveam.tv/assets/images/2020/gosti-iz-proshlogo.jpg; https://www.youtube.com/watch?v=XwMqjpCgg9M; https://s16.stc.all.kpcdn.net/putevoditel/serialy/wp-content/uploads/2020/10/960914.jpg


Читайте также:
– Переключая каналы. Выпуск 3
Искусство в массы: рецензия на фильм «Глубже!»
 Ненастоящий детектив: рецензия на сериал «Хороший человек»

3
Поделиться:

Павел Хрусталев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии