День синефила: рецензия на новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина»

 День синефила: рецензия на новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина»

Старина Вуди снял свой юбилейный 50-й фильм, и мимо этого события пройти никак нельзя. Хотя само это событие активно пытается пройти мимо нас. Дедушку вытеснили за пределы не только любимого Нью-Йорка, но и Америки в целом, сниматься у него уже почти никто не хочет по современным актуальным причинам. Вроде бы все против него, и пора уже прилечь на завалинке, продолжив вечные рассуждения о жизни и смерти наедине с самим собой, не вынося их на публику. Так бы поступили многие на девятом десятке жизни, но только не Вуди Аллен. Он столько раз признавался в любви кинематографу, что растворился в нем окончательно. Полагаю, он сам уже не до конца понимает, когда он снимает очередной фильм, а когда просто живет обычной пенсионерской жизнью.

Вот снова фильм, называется он «Фестиваль Рифкина». Вроде бы кино новое, но на самом деле мы это все видели уже десятки раз. Наверное, я даже не буду рассказывать сюжет, потому что говорить о том, что здесь опять в наличии невротичный нью-йоркер-интеллектуал, несколько любовных треугольников, киноцитаты и шутки про евреев, уже как-то даже неприлично. Да, сюрприз-сюрприз, всего этого здесь хватает. Отличие от других фильмов только в том, что его действие происходит в милейшем солнечном Сан-Себастьяне, а в главных ролях задействованы не самые типичные для фильмов Аллена актеры. Вуди Аллена на этот раз играет почти ровесник режиссера Уоллес Шоун, обладатель комичной внешности и маленького роста. При всем уважении к этому бойкому старичку, трудно поверить, что он действительно может быть вовлечен хоть в один из двух любовных треугольников, участником которых он является по сюжету. Хотя знаю я об этом примерно столько же, сколько Джон Сноу знал обо всем – ничего.

Действие фильма не просто так занесено в славный Сан-Себастьян. Здесь проходит довольно известный кинофестиваль, во время и на фоне которого и разворачивается вся наша история. Главный герой пытается написать великий роман, но делает это без особенного успеха уже около тридцати лет, поэтому жизнью доволен не слишком. Жена его имеет отношение к миру кино, поэтому с удовольствием крутит роман с героем Луи Гарреля (режиссером каких-то антивоенных претенциозных картин), причем делает это безо всякого стеснения прямо на глазах рефлексирующего мужа. Кстати, главный герой решил поехать на фестиваль по той причине, что до того, как стать в своих глазах великим драматургом, он преподавал историю и теорию кино. Разумеется, благодаря этому он критикует почти все вокруг, что не соответствует его видению кинематографа. Не соответствуют ему, как мы бегло узнаем, ни «В джазе только девушки», ни «Воспитание крошки», ни «Эта замечательная жизнь». Фильмы очевидного любовника его жены герою не нравятся категорически, а когда он слышит сравнения с режиссерами Новой волны, ему чуть не делается дурно. Пусть наш герой и американец, ему ближе картины европейских мастеров, которые пытаются найти ответы на вопросы жизни и смерти, а также смысл нашего существования. Хорошо хоть Орсона Уэллса уважает – и на том, что называется, спасибо от всех поклонников американского кино, отец родной.

Если вы думаете, что отсылки к классическим фильмам здесь делаются каким-то изысканным и полузаметным образом, то вы сильно ошибаетесь. Главный герой в своих снах и фантазиях просто переносит свою жизнь в черно-белую (непременно) гамму любимых фильмов. Сделано это пусть и в лоб, но очень мило и смешно, а фильмы узнать легче легкого, потому что все они входят в золотой фонд мирового кинематографа, да и к тому же благодушный Вуди всегда дает подсказки. Даже я, не самый большой в мире знаток европейского кино, узнал все фильмы, кроме одного. Это кино – прекрасный аттракцион самоутверждения для любого уважающего себя синефила. В идеале надо идти в кино в компании и в нужные моменты, слегка отставляя в сторону мизинец правой руки, многозначительно шептать «а вот это – вот это, а вот то – вот то, а тут вообще вроде Бергман или же Бунюэль в один из периодов своего творчества».

Фильм вроде бы проходной и легковесный, но в концовке появляется Кристоф Вальц в неожиданном наряде и однозначно отвечает на вечный вопрос о смысле жизни. Наверное, стоит смотреть хотя бы ради одной этой сцены. Хотя зачем я пытаюсь придумать какой-то странный повод – неужели вы действительно готовы пропустить новый фильм Вуди Аллена? Что дальше – не почистите зубы перед сном, не посмотрите в смартфон сразу после пробуждения? Есть определенные базовые потребности, и просмотр фильмов Вуди Аллена, которые так же прекрасны и одинаковы, как каждый день нашей жизни, давно стал одной из них.

Фото: https://kinowar.com/wp-content/uploads/2020/12/%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0_5.jpg, https://cineuropa.org/imgCache/2020/09/17/1600351321666_0620x0435_0x0x0x0_1600424067180.jpg

1
Поделиться:

Павел Хрусталев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии