Одинокий голос человека. Говард Лавкрафт и видеоигры

 Одинокий голос человека. Говард Лавкрафт и видеоигры

20 августа 2020 года – для всего прогрессивного человечества красный день в календаре: 130 лет со дня рождения Говарда Филипса Лавкрафта.

Впрочем, что при жизни, что после смерти творчество Лавкрафта так и остается малоизвестным, нишевым, почти маргинальным – несмотря на все усилия популяризаторов вроде Дерлетта или Спрэг де Кампа. Причем оговоримся – речь именно о творчестве, а не об имени.

Как раз имя Лавкрафта последние годы на слуху, но, увы, не на том, на каком хотелось бы. Бесконечные мемы про Ктулху привели к полной девальвации пресловутого Лавкрафтианского Ужаса: для большинства людей Ктулху – это няшный чувак из интернетов, который где-то там спит и чего-то там фхтагн. Ужаса во всем этом меньше, чем в эзотерическом словосочетании «Согаз-Чемпионат России». Кто такой Лавкрафт, чем он прославился помимо Ктулхи и почему вообще считается классиком американской литературы – смогут сказать едва ли пара процентов из слышавших его имя.

Лавкрафту сильно не повезло с прижизненной славой, не очень повезло с посмертной и катастрофически не повезло с экранизациями. В какой-то момент творчество Г.Ф.Л. приватизировал ловкий делец Брайан Юзна, начавший лепить комедийный трэш по самым отдаленным мотивам его произведений (ближе всего к оригинальному тексту оказался фильм «Дагон», но сладкая парочка Юзна-Гордон и тут не удержалась, чтобы не напихать сомнительных смехуечков, рушащих атмосферу). Долгие годы собирался-собирался, да не высобировался экранизировать «Хребты Безумия» Гильермо дель Торо, но слитый в сеть сценарий показал, что оно, может, и к лучшему, что фильм завис, – уж слишком он походил на карпентеровский «Нечто» 1982-го года.

Источник: www.imdb.com / https://www.imdb.com/title/tt0084787/mediaviewer/rm2623094016?ref_=ttmi_mi_all_sf_82

Справедливости ради, все это вполне в духе Лавкрафта: если сам он абсолютно несерьезно относился к своему наследию, то с чего бы ожидать от других серьезного отношения? Вообще, нам исключительно повезло, что после смерти Г.Ф.Л. остался сравнительно крупный корпус текстов. Сам писатель своим главным делом считал самиздатовскую деятельность и обширную переписку с друзьями, занимаясь творчеством по остаточному принципу; а значительная часть лавкрафтовского бестиария была придумана не Лавкрафтом, а то и появилась вообще после его смерти.

Казалось бы: если вменяемую экранизацию Лавкрафта представить сложно, есть же и другой медиум, который предоставляет творцам куда больше свободы самовыражения, – компьютерные игры. Технически ты не скован ничем, кроме бюджета, творить можно в любом жанре, в любых масштабах – бери и делай. Но нет – и тут не повезло.

Вообще, все игры, связанные с именем Г.Ф.Л., можно условно разделить на два потока:

– использующие наследие Лавкрафта, его сюжеты, героев и монстров в явном виде;

– вдохновленные творчеством писателя, но не содержащие прямых отсылок к ктулхам и азатотам.

Первое направление, конечно, кажется более перспективным: бери готовый сюжет, прикрути к нему какой-нибудь геймплей, по возможности не очень корявый, и руби капусту с фанатов. Но нет – почему-то именно при прямой «экранизации» у разработчиков выходят одна за другой игры разной степени ущербности. Посмотрим на них пристальней.

Выше мы говорили, что Лавкрафт и сам не совсем понимал, чего именно хочет от собственной прозы. Разработчики «игр по Лавкрафту» тем более не понимают, чего они от нее хотят. Вероятно,  в мире гейм-девелопинга все поголовно действуют чисто на рефлексах, что твои собачки Павлова. Разработчик – человек простой: видит Лавкрафта – ставит лайк, Ктулху и злобных культистов. Складывается впечатление, что кроме двух-трех рассказов на смежные темы Ктулхи и Глубоководных, Лавкрафт и вовсе ничего не написал, хотя по тому же «сновидческому циклу» про поиски Неведомого Кадата можно сочинить эпическое RPG масштабов Planescape: Torment или Disco Elysium.

Источник: cdn.igromania.ru / https://cdn.igromania.ru/mnt/news/1/d/1/5/3/4/94077/663dc11d3ecb0630_1200xH.jpg

Разработчики решительно не знают, что делать с богатейшим материалом, попавшим к ним в руки, и берут на вооружение самые простые, примитивные паттерны. Отсюда их маниакальное желание превратить лавкрафтианский Космический Ужас в нуар самого вульгарного пошиба. Главный герой – обязательно медленно сходящий с ума частный сыщик или полицейский детектив (Sinking City, Call of Cthulhu в обеих итерациях, Darkness within и так далее); слава богу, хоть без роковой блондинки обошлось! При этом у самого Лавкрафта из «людей прямого действия» в качестве главгероя можно вспомнить навскидку ну разве что протагониста «Кошмара в Ред-Хуке» и капитана немецкой подлодки из «Храма»; Г.Ф.Л., невеликий психолог, предпочитал описывать людей, более близких ему по душевному складу, трудовую интеллигенцию, так сказать.

Сюжеты многих лавкрафтовских игр не только просты, но и входят в противоречие с основной идеей автора: если у Г.Ф.Л. человек опасливо выглядывает за пределы привычного мира и сразу же теряет рассудок от мельком приоткрывшегося Вселенского Ужаса, то у игроделов подход другой: вот у нас культисты, их можно расхерачить из двустволки, а вот у нас Мать Гидра, ее будем жечь специальным Лучом Азатота.

Можно было бы списать это на условности геймплея: все-таки у игр другой язык, другой инструментарий для выражения своих задач. Но вот однако же – давайте разберем самую удачную, как считается, игроизацию Лавкрафта «Call of Cthulhu: Dark corners of the Earth». Первая треть игры превосходна в смысле соответствия духу творчества Г.Ф.Л.: сцена побега из отеля побуквенно повторяет знаменитый первоисточник («Тень над Иннсмаутом»), герой косеет и теряет сознание от самого невинного зрелища вроде чьих-то выпущенных кишок в ящике комода. Однако далее в дело вмешивается неумолимый ЭКШОН: механика таких игр как Outlast или Amnesia тогда была не особо в ходу, и Джеку Уолтерсу, протагонисту CoC, дают пострелять. И стреляет он много. Ближе к концу игра превращается в натуральный God of War – в лучших традициях Кратоса наш скромный детектив выходит «по разам» с довольно серьезными божествами лавкрафтовского пантеона и всем им хорошенько валяет бока – угощали гадов чаем и водицей огневой, знаете ли. Оканчивает герой плохо, в лучших традициях прозы Г.Ф.Л., но тут это выглядит кокетством – уместней было бы, если б Уолтерс дальше пошел войной на всяких там Йог-Сототов и Шуб-Ниггуратов.

Более аккуратна с передачей духа первоисточника другая Call of Cthulhu – 2018-го года. Это уже типичный симулятор ходьбы с некоторыми ролевыми элементами, главгерой уже не всесилен и едет крышей даже от чтения запретных манускриптов… но это опять частный детектив, сюжет опять крутится вокруг чертовых культистов… да что у вас с фантазией, господа?

Источник: i.pinimg.com / https://i.pinimg.com/originals/ea/b6/35/eab635b52d156989f56bdea10ae8249f.jpg

Отойти от привычных штампов попытались создатели Stygian: Reign of the Old Ones – олдскульной изометрической RPG о городе, пережившем пробуждение Великих Древних. Идея хороша – подкачало воплощение. Во-первых, это багодром: багов здесь больше, чем на жучиной планете из «Звездного десанта». Во-вторых, игру, похоже, делали в жестком цейтноте, благодаря чему она обрывается в никуда где-то на середине: вот мы шли себе по сюжетной линии, выполняли некие квесты… и все, конец! Ладно. Допустим, это еще как-то можно будет исправить патчами и модификациями (как фанаты через 15 лет допилили Vampires: the Masquerade Bloodlines до играбельного состояния). Основная проблема куда глубже: разработчики не удержались от соблазна впихнуть в игру побольше лавкрафтовской вселенной и потеряли чувство меры. В результате Stygian напоминает модные лет десять назад мэшапы: Хастур встречает Ми-Го, Шерлок Холмс и загадка Ктулху, разум и чувства и гады морские. Элемент отыгрыша теряется: мы как будто попадаем на страницы иллюстрированной энциклопедии лавкрафтовского лора.

В итоге, как ни парадоксально, самыми лавкрафтовскими по духу выходят вещи, творчество Г.Ф.Л. никак не затрагивающие. Moons of madness, кроме явного оммажа в названии, почти не имеет родимых пятен игр по Лавкрафту, заимствующих антураж, букву первоисточника, но не дух: ну есть тентакли, конечно, но это мелочь. Игры студии Frictional Games, включая научно-фантастическую Soma, вообще практически не содержат явных отсылок к Г.Ф.Л., никаких там пошлых некрономиконов и фхтагнов, но идеально передают бесконечное античеловеческое отчаяние, которым пропитаны лучшие страницы американского классика ужасов. Так что если сохранение истинной атмосферы лавкрафтианского кошмара для вас важнее привязки к брендам и трейдмаркам (Ктулху™, копирайт соблюден), не зацикливайтесь на формальных признаках – есть немало игр без ктулх и азатотов, в которых одинокий голос человека звучит с каждым шагом все слабее и безнадежнее, в соответствии с заветами Лавкрафта. С холма на холм скользит мой взор унылый. И гаснет медленно в ужасной пустоте.   

Источник: i17.kanobu.ru / https://i17.kanobu.ru/r/5fbfbf91668e0bcada2ded65e7f1669a/1040×700/u.kanobu.ru/editor/images/43/203cae2d-b07d-4614-93e4-3a7482068ee6.jpg

3
Поделиться:

Василий Троилов

Подписаться
Уведомление о
guest
4 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
heatman
8 месяцев назад

Нуар в целом в играх сложнореализуем, когда у режиссера нет возможности полностью контролировать темп и композицию происходящего на экране, вся его серьезность и циничный пафос могут рассыпаться и казаться натянутым и душным. Да и в целом есть ощущение неуместности когда берут какой-то исключительно кинематографический или литературный стиль и пытаются его удержать в рамках видеоигры, поэтому Лавкрафт в играх выглядит лучше в виде оммажей и отсылок чем в отдельных произведениях по нему.

Skeleton64
8 месяцев назад

Не знаю насчёт игр (хотя Сому пару месяцев назад раздали в плюсе, я попробовал и дропнул, ибо тоска), но вообще вот с этим пассажем я ваще не согласен
“Кто такой Лавкрафт, чем он прославился помимо Ктулхи и почему вообще считается классиком американской литературы – смогут сказать едва ли пара процентов из слышавших его имя.”
ГФЛ постоянно переиздают, он стабильно входит минимум в топ-10 самых издаваемых американских фантастов прошлого века. минимум! А что никто не знает, дак это нормально, больше и знать не надо, зачем? Ты выйди на улицу и задай те же вопросы про СТругацких, посмотрим, сколько процентов от тех, кто их имя знает, тебе хоть чт-то про них расскажут =) А ты тут Юзну приплёл, который в сто раз менее известен,ч ем ГФЛ)
так что у ГФЛ с брэндом всё чудесно, просто сам по себе бренд этот такой мутный и, скажем прямо, специфический, что вообще ещё удивительно, что его не забыли, как Мечена, лорда Дасени и прочих эштонов смитов…