Один на всех: советские и российские экранизации Александра Дюма

 Один на всех: советские и российские экранизации Александра Дюма

24 июля 1802 г. Маленький городок Виллер-Котре неподалеку от Парижа. Именно здесь в семье известного кавалерийского генерала армии Наполеона родился будущий французский писатель Александр Дюма (тут надо разрешить частые заблуждения и недопонимания, уточнив, что мы говорим об Александре Дюма-старшем, потому что, по счастливой случайности, сын его тоже был Александром и тоже писал).

Первый исторический роман «Изабелла Баварская» в 40-ые гг. очень полюбился читателям. Поэтому после этого, вдохновленный успехом, Александр Дюма с приличной частотой начал публиковать и другие произведения. Благодаря им он теперь – писатель с мировым именем: «Три мушкетера» (1844), «Граф Монте-Кристо» (1844–1845), «Королева Марго», (1846), «Мадам де Монсоро» (1846), «Две Дианы» (1846). Позднее эти тексты стали настоящим подарком и вдохновением для кинематографистов со всего мира, а Александр Дюма стал «одним на всех», идеальным для киноадаптаций. В День Рождения Александра Дюма вспомним отечественные экранизации всеми любимых произведений.

Д`Артаньян и три мушкетера, 1979

Музыкально-приключенческий фильм (состоит из 3 серий, кстати) по роману Александра Дюма «Три мушкетера» от режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Сюжет нам хорошо знаком. Это история о приключениях друзей-мушкетеров, которые рискуют и преодолевают препятствия, спасают честь королевы Франции, борются с непобедимым кардиналом Ришелье и очень коварной Миледи.

Актерский состав – гении и просто популярные артисты советского кино. Алиса Фрейндлих в роли Королевы, а Маргарита Терехова – злобная, вредная Миледи. Прекрасная Констанция  в исполнении Ирины Алферовой и не такой прекрасный, но очень правдоподобный король – Табаков. И, конечно, Михаил Боярский в роли д’Артаньяна. Музыкальная сторона тоже на высоте. «Баллада Атоса», «Баллада о дружбе», «Песня гвардейцев кардинала», «Дуэт де Тревиля и д’Артаньяна» – такая любимая классика, которую знают даже те, кто едва ли знаком с сюжетами Александра Дюма. Наверное, если бы пришлось выбирать самую народную советскую экранизацию зарубежной литературы, у «Д`Артаньяна и трех мушкетеров» нашлось бы не слишком много конкурентов.

Узник замка Иф, 1988

История по мотивам романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» в изложении уже знакомого нам Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Цветной советско-французский фильм, как и «Д`Артаньян и три мушкетера», состоит из 3 серий. О чем картина? Да все о том же, о чем и предыдущие 150 лет. Капитан коммерческого судна Эдмон Дантес попадает в необычную ситуацию: его арестовывают прямо во время помолвки по анонимному доносу и тут же отправляют в тюрьму. А там – знакомство с сокамерником, который станет другом, побег, приключение и месть тем, кто виноват в его многолетнем заключении.

Юнгвальд-Хилькевич постарался и собрал настоящий актерский ансамбль! Анна Самохина в роли красавицы Мерседес. Алексей Жарков, Евгений Дворжецкий, Игорь Скляр, и конечно, куда без Михаила Боярского, исполнившего роль французского маршала. Ну а в главной роли – Виктор Авилов, настоящий Эдмон Дантес. Яркие краски, испанские страсти, борьба добра и зла, мести и любви – «Узник замка Иф» прекрасно смотрится и сейчас, хотя с момента съемок прошло уже больше 30 лет.

Графиня Де Монсоро, 1997

Исторический сериал «Графиня де Монсоро» режиссер Владимир Попков снял в 1997 году по одноименному роману Александра Дюма «Графиня де Монсоро». Генрих III Валуа окружил себя миньонами (фаворитами) – ими руководит граф де Келюс. Герцог Анжуйский, которого поддерживают Анжуйские дворяне во главе с графом де Бюсси, против легитимной власти короля. На этом фоне развивается история женщины , которая настолько красива, что внушает всем беззаветную любовь. Но как известно, не родись красивой, а родись счастливой…

Актерский состав, как и в предыдущих картинах, впечатляющий: Габриэлла Мариани, Александр Домогаров, Юрий Беляев,  Евгений Дворжецкий, Алексей Горбунов, Кирилл Козаков, Дмитрий Марьянов, Екатерина Стриженова, Лев Дуров. Кстати, несмотря на захватывающую игру актеров, именно этот сериал чаще всего ругают за возрастное несоответствие актерского состава реальным героям книги Дюма. Как бы то ни было, просмотру это точно не мешает. 26 серий пролетают незаметно, оставляя приятное исторически-романтическое послевкусие.

Королева Марго, 1996

Экранизация романа Александра Дюма «Королева Марго» от советского режиссера Александра Муратова. Сестру короля Карла IX Маргариту выдали замуж за одного из лидеров гугенотов Генриха де Бурбона, короля Наваррского. Но пышная свадьба завершилась Варфоломеевской ночью. Страшные массовые убийства сменяются для Марго счастьем – она находит свою любовь. Однако дворцовые интриги не приемлют ставок, отличных от максимальных. Здесь нет места любви и счастью, на кону – корона и жизнь.

Очередной раз, когда звездный актерский состав делает свое дело: Евгения Добровольская, Екатерина Васильева, Дмитрий Певцов, Дмитрий Харатьян и многие другие. Но все же, эта экранизация – одна из самых противоречивых. Многие зрители уверены, что тайминг совершенно не оправдан: 18 серий – слишком много и смотреть их скучно (почему не сделать классический 3-серийный фильм, привычный формат для советских экранизаций Дюма?). Другие, напротив, в восторге: дворцовые интриги захватывают с первых минут, и чем больше о них рассказывается, тем лучше.  

Пес в сапогах, 1981

А вот это сюрприз! Среди экранизаций произведений Александра Дюма есть самая настоящая мультиадаптация «Трех мушкетеров», где главные герои – собаки, кошки и кое-кто еще. «Пес в сапогах» – мультфильм-мюзикл режиссера Ефима Гамбурга. Пес-мушкетер и коты-кардиналы, много приключений и еще больше интриг. Когда смотришь, сразу понимаешь, что мультфильм копирует и пародирует уже знакомый нам фильм «Д`Артаньян и три мушкетера». Но нужно отдать должное: это совсем не мешает восприятию. Более того, произведение одно, но трактовки все же совершенно разные.

Отдельные спасибо здесь нужно сказать актерам озвучки. Голос Николая Караченцева идеально подходит д’Артаньяну. Кажется, у Боярского появляется серьезный конкурент даже без визуального воплощения. Сам по себе мультфильм яркий и красочный. И дети, и взрослые точно оценят динамику, вечно сохраняющийся эффект «что будет дальше» и музыкальность. Кстати, в мультфильме много смешных моментов стиле классического юмора Александра Дюма, что не может не радовать.

Изображения: film.ru, mir24.tv, gazeta.ru, timeout.ru, yandex.net

0
Поделиться:

Юлия Амосова

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии