От бандитов до вампиров. Наши любимые русские сериалы

 От бандитов до вампиров. Наши любимые русские сериалы

Золотой Век русских сериалов уже наступил, в нем мы и живем. Уровень достаточно высок, и хотя так было не всегда, хорошие сериалы появлялись в любые времена. Решили собраться командой авторов сайта и вспомнить любимые сериалы made in Russia. Так как собрались у нас представители разных вкусов и поколений, и результаты получились совершенно разнообразными. Расположены результаты эти в хронологическом порядке, чтобы проще было проследить за эволюцией форматов и смыслов.

Василий Рахон Троилов, смотрел Санта-Барбару в прямом эфире в сознательном форме

«Улицы разбитых фонарей» (1997)

Сериал «Улицы разбитых фонарей» появился на излете девяностых — время объективно ужасное, но благодатное для отечественной криминальной драмы (тогда же вышли первые и лучшие части второго столпа жанра — «Бандитского Петербурга»).

Первые сезоны «Улиц» можно критиковать за многое: ужасающую кривизну и дешевизну звука и картинки, актерскую «игру» многих эпизодических персонажей в стиле «Врача, врача, позовите врача», наконец, за бьющий через край пафос песни про ментов, которые ради жизни и ради мечты в поединок с неправдой вступают опять. (Чтобы было понятно — сам сериал начали снимать еще в 1995, но даже тогдашние российские телеканалы отказывались брать его в сетку из-за крайне низкого технического качества).

А можно и не критиковать, а просто принять правила игры. В конце концов, как весь ужас высадки в Нормандии лучше всего передают нечеткие и размытые фото Роберта Сарджента, так и «Улицы» со всеми своими косяками — квинтэссенция девяностых as is. Первые сезоны «Улиц» — полноценный российский hard-boiled, еще не выродившийся в жвачку ментовского процедурала, трогательный, местами трагически страшный, местами — гомерически смешной. И афористичный — кто не знает легендарных мемов про котлетки с пюрешкой, «Я дурак, бросай оружие» и Андрюху с криминальным трупом?

Увы, продолжалось это недолго: сценарист и автор оригинальных книг Андрей Кивинов ушел на «Первый», делать человеком молодого Костика Хабенского; Казанову с концами услали в Чечню, а Ларина и Дукалиса убил гранатой тоже молодой Данила Козловский (что не помешало им появиться в тех же образах уже в «Операх»). Сам же сериал просуществовал 16 сезонов, докатившись до появления в нем Леры Кудрявцевой и Оскара Кучеры. Это, впрочем, не бросает тень на наследие первых сезонов — любим же мы какого-нибудь Карпентера за «Нечто» и Снейка Плискина, а вовсе не за «Призраки Марса»…

Эльмар Нигматуллин, перестал смотреть русские сериалы двадцать лет назад

«Бандитский Петербург. Часть 2. Адвокат» (2000)

Во времена, когда уже ставшие мемом сериалы по НТВ показывали объективную реальность, а не надуманные вечные разборки плохих и хороших, собак и людей – то есть, в начале нулевых Владимир Бортко снял сериал, ставший культовым на десятилетия. Бывший следователь Сергей Челищев, огорошенный убийством родителей, решает помочь друзьям детства, выбравшим бандитскую стезю, малиновые пиджаки и 300-е мерседесы и попытаться понять, кто стоит за кровавым преступлением. Постепенно герой погружается в бандитский мир Петербурга все глубже и чем дальше, тем сильнее осознает, что дороги назад уже нет.

Конечно, сюжет – дело важное, но и актерский состав был выдающийся – тут и старая гвардия в лице Олега Басилашвили, Армена Джигарханяна и, конечно, Льва Борисова; и молодые Алексей Серебряков, Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова. Лев Борисов, сыгравший главного воротилу, вора в законе Антибиотика, вообще говорил, что шел к этой роли всю жизнь. Его фразы стали крылатыми, образ знаковым, а слава – вечной. Несмотря на то, что в карьере актера и раньше были запоминающиеся роли, в народе он так и останется Виктором Палычем.

А тут еще и Игорь Корнелюк и его «Город, которого нет» прибавляют к полотну нотку неизъяснимой, величественной тоски. Насколько знаю, после этого сериала на подобную тематику в стране не выходило. Конечно, можно отметить наивную и романтизированную «Бригаду», но эта мелодия играла уже на других струнах.

Максим Гареев, поклонник эпохи видеосалонов

«Бригада» (2002)

Так получилось, что «Бригаду» в первый раз полностью и вдумчиво я посмотрел лишь пару лет назад. Фурор после премьерного показа задел меня только по касательной, да и я сам тогда еще считал, что там излишне романтизируют бандитов и все в таком духе. Но я ошибался. И просто позволил пройти мимо себя шедевру.

Это самая настоящая сага (семейная, гангстерская, историческая — все эпитеты подходят). И никакой романтизации бандитизма тут, конечно, нет и в помине. Герои стали такими во многом волею обстоятельств, сами наломали дров и получили за это по заслугам. Это лучшая работа Алексея Сидорова, который сумел справиться с таким проектом, снимавшимся не как дешевая мыльная опера, а как полноценный блокбастер.

После разрушительного дефолта на «Бригаду» смогли бросить все возможные ресурсы, и это видно. Даже не хочется упрекать создателей за реконструированные «Лужники» и колесо обозрения в честь 850-летия Москвы на ВДНХ в 1993-м году (по сюжету) в кадре — тем более, что такого уровня CGI в то время себе даже не каждое голливудское кино могло себе позволить. Это сразу несколько поколений отечественных звезд, блиставших в сериале даже в эпизодах: от потрясающего Николая Еременко-младшего в своей последней роли до невероятного Андрея Панина. Да все без исключения здесь сыграли классно, но нельзя не признать, что «Бригада» — это еще и подлинный бенефис Сергея Безрукова. Нигде и никогда в нашем кино не видел еще такого надрыва, самоотдачи и энергетики. И уже за одну только роль Саши Белого Безруков заработал себе право войти в когорту лучших отечественных актеров и остаться там навсегда.

И я пока просто не понимаю и не вижу другого такого же явного кандидата на звание лучшего российского сериала всех времен. Для меня это очевидно.

Ярослав Матвеев, по замашкам вроде бы зумер

«Кухня» (2012 – 2016)

«Кухня» – один из самых удачных российских сериалов за последнее время. Одним из его главных преимуществ стал сеттинг. Хоть «Кухня» и является ситкомом, за счет большого количества локаций и желании узнать о происходящем по ту сторону ресторанного зала, он ощущается свежо, а порой происходящее на экране выглядит даже познавательно. О достоверности происходящего на кухне должны говорить эксперты, но процессы приготовления пищи всегда выглядели очень аппетитно, чего уж говорить о современной молекулярной кухне, которая начала постепенно входить в наши жизни.

Нельзя не отметить актерский состав – что основные герои, что появляющиеся гости, на протяжении всех сезонов всегда были убедительны. Героям хотелось сопереживать, надеясь, что их жизненные проблемы решатся наилучшим образом. Закрученные любовные линии сильно удивляли – иногда создавалось ощущение, что все герои когда-то были или рано или поздно будут в романтических отношениях друг с другом.

Другой отличительной чертой сериала являются философские реплики в конце эпизодов – они и правда заставляли задуматься о жизни и пересмотреть взгляды на определенные вещи. Сериал в целом был очень душевным и теплым за счет харизматичных персонажей, понятности их конфликтов и легкого, но не пошлого юмора. В течение всего своего телевизионного века «Кухне» удавалось оставаться актуальной и четко попадать в настроения и потребности зрителей. Наверное, именно поэтому «Кухня» стала одним из самых любимых сериалов современности и заслужила создание аж целых двух полнометражных фильмов (которые, кстати, были тоже вполне ничего) и нескольких продолжений и спин-оффов.

Павел Хрусталев, вырос на «Моей прекрасной няне»

«Обратная сторона Луны» (2012)

Тут сразу надо сообщить, что речь идет только о первом сезоне. Второй был не нужен совершенно, получился он каким-то вымученным и лишним, прыгающим от антиутопии к плохой комедии по десять раз за серию. Правильно, что Первый канал его прикрыл – лучше уж «Татьянин день», чем такая насмешка над прекрасным первым сезоном.

А первый сезон прекрасен чрезвычайно. Экзистенциальные вопросы, проблемы отцов и детей, самоликвидировавшийся брак, недоверие со стороны коллег, история двойников – все это есть. Мистический детектив, главный герой которого переносится в прошлое и начинает там жить жизнью своего отца, трудно испортить, вот создатели «Обратной стороны Луны» этого и не сделали. Я не смотрел оригинальный британский сериал «Life on Mars», но не думаю, что он бы мне понравился так же сильно, как и наша вольная адаптация. За советским бытом конца 1970-х наблюдать все же намного интереснее, чем за Манчестером конца 1960-х, про который я не знаю ничего, кроме того, что на улицах можно было встретить Джорджа Беста и весело пройтись с ним по местным барам.

Есть в нашем чудесном сериале и плохие моменты, есть и откровенно стыдные, вроде сцены с Высоцким. Общее впечатление они не портят. Павел Деревянко еще раз (или это вообще первый такой случай был) доказал, что он не только гыкать в камеру умеет и рожи корчить, но может создать серьезный и многогранный драматический образ. Если еще не смотрели, то очень советую.

Ким Андреев, не смотрит плохие сериалы

«Оттепель» (2013)

Топовые Цыганов и Ефремов, атмосферный Тодоровский и въедливый саунд от Константина Меладзе. «Оттепель» – это ответ всем хейтерам российского кинематографа. По сути, обычная бытовая история про любовный многоугольник. Но в необычном сеттинге – все происходит на советской  съемочной площадке. Добавьте к этому обаяние 60-ых и по-настоящему крепкий сценарий. Получается такое кино про кино, где главные герои – циничный оператор (Цыганов), популярная в прошлом актриса (Исакова), пьющий режиссер (тут, думаю, сами догадаетесь) из серии в серию снимают фильм, а заодно влюбляются и расстаются, открывают новое и прячут старое, пытаясь не растерять по пути свои идеалы. 

«Оттепель» – это, в первую очередь, эстетика. Пышные платья в горох и пышные бамперы автомобилей, обед в буфете и посиделки на подмосковной даче, служители Мельпомены (они же киношники) и служители закона. Для тех, кто пропустил рассказы бабушек и дедушек про романтичные 60-ые – смотреть обязательно. А для всех остальных – сериал станет глотком свежего воздуха из 2013-го, когда еще не было Майдана, Крыма, санкций и прочих надоевших атрибутов современной России. Такой привет из времени, которое не стало для нас весной, но точно было оттепелью.

Дмитрий Гинкель, смотрит вообще все, так что почитайте

«Вампиры средней полосы» (2021)

Может покажется странным, но в России всегда умели снимать хорошие сериалы. Да, их не так уж и много, но похвастаться все равно есть чем. Не слишком углубляясь в историю, решил отметить совсем еще свежий «Вампиры средней полосы». Шоу, что удивительно, не про ментов и преступников. Оно даже избегает всю «чернуху», которую теперь модно называть «хтонью». Короче, настоящая фантастика.

Сериал Антона Маслова – обманка. Он лишь заманивает историей про вампиров, которые давным-давно живут и здравствуют в Смоленске. Он лишь шаржево обрисовывает всю структуру взаимоотношений кровососов с хранителями и обычными людьми. Он лишь хвастается появлением в кадре Юрия Стоянова (великолепная роль) и Татьяны Догилевой. На самом деле, «Вампиры средней полосы» – о семье и желании помогать друг другу, о любви и страхе смерти. О постоянном выборе, который нас окружает. Мистика и накладные клыки лишь образы, которые не должны мешать наслаждаться ламповостью сериала. Ждем второй сезон.

Юлия Амосова, родилась уже при Путине

«Пищеблок» (2021)

Удачная экранизация романа Алексея Иванова о жизни советского пионерлагеря «Буревестник» и (неожиданно!) о вампирах. Почти «Очень странные дела» в российской вариации. Ирина Пегова – в роли строгой и нарочито сексуальной пионервожатой. Тимофей Трибунцев – медбрат и пьяница. А как вишенка на торте, очень приятные и талантливые молодые актеры: Петр Натаров (Валерка), Ангелина Стречина (Вероника), Даниил Вершинин (Игорь).

Сериал точно понравится ценителям подтекстов. Серп Иванович — ветеран Гражданской войны, который застал переломный момент падения Российской империи. Пионеры — новая кровь и новая национальная идея. Так что кровь в «Пищеблоке» пьют ( можно читать: «переливают русскую кровь») и в прямом, и в метафорическом смысле. Российский сериал, который заставляет подумать. А это уже серьезное заявление.

Изображения: mtdata.ru, cdnvideo.ru, mebel169.ru, data-kogda.ru, colta.ru, stuki-druki.com, new-magazine.ru, spbdnevnik.ru

0
Поделиться:

Павел Хрусталев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии