Может, все-таки конец? Рецензия на фильм «Бендер: Начало»

 Может, все-таки конец? Рецензия на фильм «Бендер: Начало»

Легендарный первоисточник: что общего?

Жизнь, господа присяжные заседатели, – это сложная штука, но эта штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. (с) Остап Бендер

Как только трейлер «Бендер: начало» появился в интернете, создателей фильма логично обвинили в том, что они взялись за культовую классику и все испортили. Однако у режиссера Игоря Зайцева имеется алиби: им рассказана история всего лишь по мотивам книги Ильфа и Петрова, это как бы авторский взгляд на то, что могло случиться. Поэтому пересечений со всеми известными вам произведениями искать не стоит. Хотя они есть. «Бендер: Начало» – картина о юности Остапа Бендера и о человеке, который сделал его великим комбинатором. Центральная роль в фильме отведена не самому Остапу, а его наставнику Ибрагиму Бендеру (и даже больше, чем просто наставнику, но это уже спойлер, хотя и являющийся секретом Полишинеля).

Ильф и Петров о прошлом своего героя почти совсем не говорили, кроме за исключением афористичных и вроде бы не слишком правдивых воспоминаний великого комбинатора. Довольно очевидно, что создатели фильма зацепились за одну из немногих деталей, отсылающих к детству и юности Остапа Бендера. «Из своей биографии он обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа, — говорил он, — был турецкоподданный». В фильме Ося Занудайский познакомится с одним интересным как раз-таки турецкоподданым, который утащит его с собой в новую, авантюрную жизнь. Главным объектом поиска будет ящик с драгоценным жезлом. На этом стоит прекратить проводить серьезные параллели с литературным первоисточником. Все остальное – отдельная художественная картина, которая даже атмосферой едва ли напоминает «Двенадцать стульев» или  «Золотого теленка».

Сюжет: быстро и еще быстрее

Лед тронулся, господа присяжные заседатели, лед тронулся. (с) Остап Бендер

1919 год. Жулик и аферист Ибрагим Бендер ловко сбегает с собственной казни, заскакивает на несущийся поезд и отправляется в Одессу. За секунду скинуть с шеи петлю и убежать – слишком динамично? Да нет, это только начало. Лед тронулся, и теперь его не остановить. Зритель видит крупные планы несущегося поезда, зеленый пейзаж. Это красиво, почти как Хогвартс-экспресс. А внутри – ситуация накаляется. Вот Ибрагим Бендер уже успел обыграть комиссара в карты, раздеть его и забрать одежду. А теперь на поезд напали воинственные анархисты. Бендер убегает и даже успевает стать единственным, кто знает о местоположении драгоценного жезла, царской реликвии. Тут он уже выпрыгивает с несущегося поезда в открытое поле и бежит, размахивая руками (Сергей Есенин, мы скучали). Между тем, еще даже не закончилась экспозиция.

Ося Задунайский – начинающий артист, которые выступает в кабаке и мечтает выкупить своё свидетельство о рождении и узнать, кто его настоящий отец. Но трогательной истории исполнения мечты и становления личности ждать не стоит. Ося познакомится с Бендером, и они вместе отправятся на поиски жезла. А дальше классическая схема: «поймали-сбежали». Кажется, что первая сцена фильма повторяется из раза в раз. Только теперь из петли вырываться нужно вдвоем (что, конечно, слегка усложняет ситуацию и занимает больше времени), и препятствия появляются в разных локациях.

Вы не поверите: рисуем карикатуру

Киса! Я давно хотел Вас спросить как художник… художника: Вы рисовать умеете? (с) Остап Бендер

Все, что происходит на экране, – комикс. Об этом говорят соответствующие вставки-перебивки, что в принципе даже неплохо для комедийного фильма. Но в случае с «Бендером: Начало» комикс превратился в шарж. Поверить в происходящее просто невозможно. И поведение героев, и антураж времени – все выглядит очень карикатурно.

Ибрагим Бендер (а позже и Ося Задунайский вместе с ним) – фантастически ловкие бегуны, которые могут преодолевать любые препятствия лучше десятка специально подготовленных людей. Сторона погони, которая очень хочет поймать авантюристов, напротив медленная и неловкая. Все бесконечно спотыкаются и падают друг на друга. Тем временем, Бендер и Ося несутся вперед. Парочка вредных советов по съемке динамичных сцен (только не от Григория Остера, а от создателей фильма  «Бендер-начало»): «Если стрелять – то так чтобы пули разлетались по всему полю, сэкономим в другой раз»; «если жертва прямо перед тобой в узком коридоре, стрелять в нее не нужно – пусть убежит».

Но самая большая карикатура – это образ Мишки, местного авторитета и любителя богемной жизни. Это не Мишка, а настоящий Моргенштерн! И кажется, что сходство здесь неслучайно. Действительно, кумир молодежи Моргенштерн в образе персонажа из нового клипа «Аристократ» мог бы стать идеальным дублером или даже заменой Никите Кологривому, который сыграл Мишку. Один стиль, одинаковые манеры. А вот девушки в кабаке, странно виляющие бедрами и задирающие юбки, в свою очередь, идеально впишутся в клип Моргенштерна. Кажется, что начало XX века – немного не их время. Трудно сказать, чем обосновано такое очевидное сходство: это высмеивание богемного образа жизни или попытка провести параллель с нашим временем? Загадка, которая тем не менее, заставляла зрителей в зале сопровождать каждое появление Мишки на сцене словами типа «о, и снова Морген вернулся!»

Посыл: куда его послали?

Это умственное упражнение, как видно, сильно вас истощило. Вы глупеете прямо на глазах. (с) Остап Бендер

По сюжету понятно, что перед нами приключенческое кино. Будем уважать жанр: скрытые смыслы здесь совершенно необязательны. Однако любая картина снимается для чего-то, а просмотр фильма зрителями, как ни крути – поиск идеи и посыла. Надо признать, что «Бендер: Начало» несколько раз пытался посягнуть на важные, можно даже сказать, глубинные проблемы бытия. Однако дальше случайного упоминания это не доходило.

Вот, например, на местного авторитета Мишку начинаешь смотреть совершенно иначе после первой сцены разговора с отцом, деспотичным и жестоким. Отец собственными руками оставляет глубокие ножевые порезы на руке сына – учит его жить и терпеть. Вот намечается глубина образа. Становится понятна мотивация героя, который хочет подавить авторитет отца и распространяет свое желание на всех вокруг. Однако это будет первая и последняя сцена, в которой Мишка по-настоящему интересен. В целом это однообразный и скучный антагонист без единой положительный черты. Именно поэтому предсказать каждый его шаг очень легко.

На уровне идеи кажется, что «Бендер: Начало» должен быть похож на аналогичные фильмы про прошлое злодеев. В кинотеатрах с «Круэллой» они идут почти параллельно. Но если в случае с Круэллой мы понимаем, почему она стала злодейкой, то мотивация Оси Задунайского, который вдруг решил стать бандитом, остается загадкой. Взаимоотношения отца и сына уходят на второй план. Теперь все одержимы одной идеей – найти царскую реликвию.

Безруков, Бендер и Есенин: не опять, а снова

Вы прямо герой труда. Вам памятник нерукотворный поставить надо! (с) Остап Бендер

Сергею Безрукову роль Ибрагима Бендера подходит. Неугасаемые искры в глазах, мимика, активность, скорость движений и ловкость – все это и про Безрукова, и про его героя. Но вот Ибрагим бежит по полю, подпрыгивая и размахивая руками, просыпается на сеновале или снова острит в разговоре с глупцами, которые верят каждому его слову. «Я такой же, как ты хулиган» значит? Да, к сожалению в этом фильме Сергей Безруков снова остался в своем прежнем, уже классическом для него образе хулигана Есенина. Может быть, свою роль сыграло и то, что у «Бендер-начало» и сериала «Есенин» один и тот же режиссер? Как бы то ни было, кажется, что если бы картина называлась «Есенин: Начало», игра Безрукова никак бы не изменилась.

Интересно, что два главных героя фильма, Ося и Ибрагим, в конце как будто сливаются в своих эмоциональных проявлениях. Создается впечатление, что Арам Вардеванян, который сыграл Осю Задунайского, копирует «лихую» манеру Безрукова. Но, как мы знаем, Безруков в своей манере довольно-таки гениален, поэтому он легко затмевает юного Вардеваняна. Герои едины, непобедимы и поэтому так похожи? Видимо, да.

Это не конец: что дальше?

Может быть, вам дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат? (с) Остап Бендер

Помните популярные «игры-бегалки» на мобильном телефоне? Персонаж игры будет бежать бесконечно – конец не предвидится. Чем дальше бежишь, тем больше новых испытаний и ловушек, тем выше скорость – иначе скучно. Цель одна – пробежать больше. Если упал – начать с начала. Когда заканчиваешь смотреть фильм, чувствуешь, что упал. Однако начинать заново совсем не хочется, хотя, вероятно, придется.

Почему придется? Нам ведь уже намекнули в названии, это всего лишь начало и далеко не конец. Премьера продолжения «Бендер: Золото империи» состоится уже 29-го июля. Судя по трейлеру, бегать герои будут не меньше. В качестве приятного бонуса: Вера Брежнева в роли санитарки с двумя пистолетами в руках (практически такая же боевая, как миссис Смит). Боевой настрой и у режиссера, и у сценаристов: если фильмы понравятся зрителям, про Бендера снимут целый сериал.

«Киса, вы дремучий провинциал! Сейчас уже никто не пользуется услугами кассы!» – так говорил Остап Бендер. Вероятно, эту мудрость Бендера стоит употребить в отношении касс кинотеатров. Подумайте несколько раз, прежде чем покупать билеты на продолжение лихо стартовавшей франшизы.

Изображения: kino-teatr.ru, rg.ru, film.ru, ria.ru, gtrk.tv, ytimg.com, igromania.ru

Автор текста: Юлия Амосова

0
Поделиться:

Павел Хрусталев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии