Многоэтажка-монстр: рецензия на мистический сериал «Жить»

 Многоэтажка-монстр: рецензия на мистический сериал «Жить»

Германия продолжает радовать мистическими проектами. Только отшумела «Тьма», требующая от публики максимального внимания, как вышел сериал «Жить», который сумел заинтересовать зрителей не меньше. Нас ждет многоэтажный дом, полный человеческих страданий и ужасов. Выглядит все это безобразие мистически и гнетуще.

Затравка у сериала довольна проста. 16-летний Юрий и его отец Яшек не так давно потеряли мать и жену. Теперь они остались одни, постоянно вспоминая о тяжкой утрате. Чтобы хоть как-то отвлечься от трагедии, отец и сын отправляются на окраину города, где Яшеку предложили стать управляющим огромным домом. Мужчина с энтузиазмом берется за работу смотрителя, а Юрий начинает пристально изучать здание. Вскоре он приходит к выводу, что в глубине постройки обитает нечто, способное навсегда поработить каждого местного жителя.

«Жить» следует посмотреть хотя бы ради Томаса Штубера – настоящего мастера авторского кино из ФРГ. Уроженцу Лейпцига пару лет назад рукоплескали на Берлинском кинофестивале за социальную драму «Между рядами», которую всем поклонникам вдумчивого кино необходимо посмотреть в обязательном порядке. Этот фильм Штубер начал в качестве мелодрамы, а закончил настоящим триллером с тяжелым и неприятным послевкусием. В «Жить» режиссер работает по схожему лекалу.

Конечно, сериал сразу же подается как семейная и личная драма. Подросток должен каким-то образом пережить потерю родителя. Отец Юрия поддерживает, но сам не может отойти от случившегося. Мальчик остается один, но сохраняет желание помогать другим. В этом стремлении он и знакомится с обитателями дома, где каждый человек – чья-то сломанная жизнь. Будут в сюжете и бывший наркоман, потерявший ребенка в мусоропроводе, и жуткий собачник, и странный отец двоих детей, помешанный на контроле, и парни-задиры, и девочка-азиатка, которая с радостью обнажается перед камерой фотоаппарата. Персонажей много, они прорисованы совсем не идеально, но общая картина «Жить» все равно превращается в настоящий эпос.

Странным и удивительным образом Штубер добивается такого же эффекта, как и многие фильмы великого британца Кена Лоуча, которого всегда надо приводить в пример при описании любой социальной несправедливости и личностной беды.

Штубер не остановился лишь на описании бедности и пороков, его полотно шире и объемнее многих подобных аналогов. Уже с первых минут в кадр забираются мистика и хоррор, максимально «взрослые» и жесткие. Нельзя обойти вниманием и работу оператора Питера Матяско (он же работал над «Между рядами»), который умело и без слов показал гнетущий обитателей высотки мрак. С помощью пары-тройки простых визуальных эффектов и графики, дом, в котором оказался Юрий, превратился почти в башню Саурона, но без пылающего ока. Но оно есть, просто спряталось под землей, пожирая эмоции людей.

От этого ока по зданию распространяется некая черная слизь. Она повсюду – на стенах, в трубах, даже вода из-под крана в домеотравлена. Более того, эту слизь соседи собирают, превращают в запрещенное вещество, которое впоследствии оказывает впечатляющий эффект. В «Жить» грех следует за грехом, ничего удивительного, что дом такими людьми управляет без особых проблем.

Сериал как будто подхватывает сразу несколько идей из лучших книг Стивена Кинга. Здесь и «Туман», и «1408», и «Под куполом», и «Безнадега». Если обобщить, то все эти произведения пытаются ответить на довольно философский вопрос: «Если есть Бог, то почему происходят такие страшные вещи?». Эту тему можно назвать сквозной во всем творчестве Кинга. Для Штубера она тоже принимает сакральную форму. Дело в том, что на страдания жителей дома в «Жить» нет никаких ответов со стороны властей или всевышних сил. Эти люди предоставлены сами себе, как будто в мире больше ничего не осталось, как в «Высотке» – романе Джеймса Балларда, где жители гигантского дома тоже оказались один на один с собственными демонами.

Штубер без зазрения совести прибегает в «Жить» к приемам, давно выработанным Ларсом фон Триером в своем «Королевстве». Режиссер откровенно посылает к черту все жанровые правила. Его диалоги часто не имеют никакого смысла, а некоторые сцены чудовищно тягучи. «Жить» мигает разными цветами, стирает стены, прыгает во времени, скрипит, искрит, взрывает, топит густой слизью из всех щелей. Проще говоря, создает настоящий хаос, который остановить нет никакой возможности.

Для «Жить» Штубер точно нашел вдохновение в уже заезженном стиле «Очень странных дел». Здесь нас вновь ждут подростки, их отношения, общение, ссоры, проблемы с родителями и личной самоидентификацией. Да и монстр тут чем-то напоминает Истязателя Разума – настоящее зло с обратной стороны мироздания. Есть только одна проблема, в «Жить» нет никакой Одиннадцатой, которая смогла бы использовать суперсилы.

Столкнув мистику, триллер, ужасы и драму, Штубер создал одно из самых ярких и необычных произведений 2020 года. Недостатки у него есть, но «Жить» все равно остается образным ответом классическому «Твин Пиксу», где речь также шла о поиске правды, но далеко не каждому удалось ее найти.

Изображения: https://www.imdb.com/title/tt11052434/mediaviewer/rm4100577281/; https://www.imdb.com/title/tt11052434/mediaviewer/rm3932805121/; https://www.imdb.com/title/tt11052434/mediaviewer/rm3765032961/; https://www.imdb.com/title/tt11052434/mediaviewer/rm2590627841/; https://www.imdb.com/title/tt11052434/mediaviewer/rm2540296193/.


Читайте также:
– Пугаться разрешается: сериалы-хорроры из разных стран
Гашиш оптом: рецензия на фильм «Крестная мама»
– Как босс мафии из Нового Орлеана стал прототипом антагониста Mafia 3

3
Поделиться:

Дмитрий Гинкель

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии