Конец света под землей: рецензия на отечественный хоррор «Кольская сверхглубокая»

 Конец света под землей: рецензия на отечественный хоррор «Кольская сверхглубокая»

Жанр хоррора переживает второе рождение не только за рубежом, в России к нему тоже особое внимание, ну любит наш народ пугаться, что тут поделать. Чаще всего за ужастики у нас отвечает Святослав Подгаевский, который успел создать «Пиковую даму», «Невесту», «Русалку» и «Ягу», но эти фильмы не сыскали должного уважения у публики. Теперь за дело взялся малоизвестный режиссер Арсений Сюхин. Его лента выходит за рамки мрачного поросшего мхом фольклора.

В Мурманской области есть городок Заполярный, возле которого находится Кольская экспериментальная опорная сверхглубокая скважина. Она попала в Книгу рекордов Гиннеса как самое глубокое вторжение человека в земную кору. Еще во времена СССР в этих краях исследователям удалось зарыться на глубину более 12 километров. Со временем это место превратилось в обитель мифов и легенд. Поговаривали, что на самом дне рудника были записаны странные звуки, похожие на человеческие крики, но позже ученые опровергли эти слухи. Любопытно, что мурманские власти скоро хотят превратить Кольскую в туристический объект, какие еще тайны добавятся к уже имеющимся – остается только догадываться.

Загадочные слухи легли в основу сценария фильма Сюхина. Если уж совсем честно, то режиссер ранее уже отмечался короткометражкой «Переход» – тоже ужастик, но почти полностью лишенный сюжета. В «Кольской» с историей нет никаких проблем, ее тут хватает сразу на несколько фильмов.

Сюхин будет работать в духе «Нечто» Джона Карпентера – фильма, выполненного в довольно экзотичном жанре боди-хоррора. К ним же относятся «Видеодром», «Реаниматор», «Худеющий», «Слизняк», «Район №9» и даже всем известная «Человеческая многоножка», но кино Сюхина больше похоже именно на «Нечто». Опять ученые, опять снега, опять холод, опять нечто странное и всесильное, которое почти невозможно уничтожить. Следует только бежать, но получится ли.

Главным героем «Кольской» стала девушка-эпидемиолог, которая когда-то провалила исследования и теперь будет всю жизнь страдать от душевных ран. Ученую сыграла сербская актриса Милана Радулович, известная после братского фильма «Балканский рубеж» (его смотреть необязательно). Артистка неплохо разговаривает по-русски, но акцент все же имеется. Самое главное, что Радулович дали почти бронебойное русском имя Анна Федорова – с таким и в горящую избу, и коня на скаку, и на 12 километров под землю, ничего не напугает.

Конечно, вокруг Анны обязательно будут стоят солдаты, сроднившиеся с Калашниковыми, а всей экспедицией заправляет настоящий гад и злодей – русский офицер, искренне верующий в новый «железный занавес» и бесконечных врагов за пределами страны. К этой шайке ужасно узнаваемых типажей добавляется и свихнувшийся ученый – Вадим Демчог, который вновь сыграл Купитмана из «Интернов», но теперь он охраняет благополучие не больницы, а шахты, из которой по его плану люди выбраться не должны.

А теперь поговорим о монстре. Все хоррор-моменты в «Кольской» выполнены на высоком для российского кино уровне. Они могут вызывать омерзение, панику и клаустрофобию, но равнодушным не останется ни один из зрителей. Все локации, которые подарила киношникам шахта, просто обязаны быть заполнены ужасами. Скрипучие двери, странные лифты, узкие коридоры, мигающие лампочки – идеальный антураж для всесильного чудовища, который готов напасть в любую секунда. Высокой оценки достойна и операторская работа Гайка Киракосяна и Евгения Мусина. Сюхин ловко пугает зрителя разными способами в казалось бы идентичных комнатах. Да и мутации (привет, Карпентер), которые в «Кольской» показаны со всех сторон, невероятно естественны и чудовищно правдоподобно выглядят. Посмотришь на такое и точно решишь, что в окрестности скважины в Мурманской области в туристический сезон не ногой.

Ближе к кульминации «Кольская» запинается об собственные амбиции. Ясно дело, что пугать чем-то вдалеке больше нельзя, надо выводить гада на свет, и в этот момент Сюхин откровенно проигрывает конкуренцию Карпентеру. Признаться, это разочаровывает. Несмотря на ужасные диалоги, «Кольская сверхглубокая» выгодно отличается от среднестатистического российского хоррора своей оригинальностью и нетривиальным подходом к месту съемок. Зрителя такое кино должно было заинтересовать. Мурманские подземелья на большом экране мы еще не рассматривали.

Увы, но без критики советской власти опять не обошлось. Вроде не военная драма, но опять следует напомнить, что в СССР все готовились к бесконечной войне, не ценили человеческий труд и жизни своих земляков. Хорошо, что сейчас все изменилось. Катаемся, как сыр в масле. Того и гляди соскользнем в какую-нибудь глубокую шахту. Желательно, не Кольскую.

Изображения: https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/138645/897570.jpg; https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/138645/897571.jpg; https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/138645/897566.jpg; https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/138645/897569.jpg

3
Поделиться:

Дмитрий Гинкель

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии