Катастрофа, которую мы заслужили: рецензия на «Огонь» с Константином Хабенским

 Катастрофа, которую мы заслужили: рецензия на «Огонь» с Константином Хабенским

«Экипаж» (не советский), «Землетрясение», «Метро» – все это российские фильмы-катастрофы, которые отечественная публика любит и смотрит. Почему? Большая загадка, но именно этот жанр наравне со спортивными драмами всегда показывается отличные кассовые сборы.

«Огонь» Алексея Нужного точно не станет «белой вороной» в череде этих фильмов. Более того, он с огромной радостью готов получать звание хита предстоящих новогодних праздников, сдвинув с этого пьедестала даже «Серебряные коньки». Любопытно, что и «Коньки», и «Огонь» делала студия Никиты Михалкова, так что получается, что главный Бесогон страны борется за зрительскую любовь и деньги на этот Новый год сам с собой.

Что мы узнали из фильма Нужного? Летом в России горят леса. К примеру, в Карелии. Куда сразу же направляется команда инструктора Алексея Соколова (Константина Хабенского). Его дружина только что потеряла на другом задании одного из бойцов – нужна замена. Под руку попадается новичок Роман (Иван Янковский), который неуклюже и быдловато подкатывает к дочери Соколова Кате (Стася Милославская). Группа из шести огнеборцев прибывает на место миссии, но борьба с огнем тут же идет не по плану. Теперь самим пожарным нужно спастись от смертельного пламени, а также уберечь от гибели жителей местной деревушки, которые не хотят покидать насиженные места.

Идея проекта целиком и полностью принадлежит Нужному. Он задумал фильм в процессе общения с приятелем и десантником-пожарным Игорем Осиповым. Увы, он погиб в бою с огнем в последний день съемок. Киношники серьезно подошли к работе, проконсультировавшись о работе настоящих пожарных со специалистами МЧС из Ленинградской, Московской и Ростовской областей. Более того, в фильме используются реальные кадры лесных пожаров в Красноярском крае. Не так давно это была настоящая трагедия для всей страны.

Простой зритель может и не отличить реальные кадры от постановочных, поскольку в «Огонь» было брошено немало денег, чтобы смешать реальность и спецэффекты. Это по-настоящему пестрое и живое полотно, где все трескается, взрывается, кричит и заливается слезами. Эмоции бьют через край почти в каждой сцене. Да, моментами это даже чересчур наигранно, но жанр обязывает выжимать из происходящего максимум эмоций.

Нужный вообще метко попал актерским кастом по характеристике своих героев. Красавчик – Иван Янковский, брутальный-глупыш – Роман Курцын, сильная и независимая – Стася Милославская, молчаливый и храбрый – Виктор Добронравов. Даже Ирина Горбачева, которая в «Огне» успела только родить на фоне разрушающегося моста, выглядит отлично.

Чего уж греха таить, лучше всех в кадре смотрится Константин Хабенский, который теперь должен получать медаль «Главный батя российского кино». Раньше эта награда принадлежала Владимиру Машкову, который, кстати, играл в российском ремейке «Экипажа», где по большей части ворчал на Данилу Козловского. Хабенский максимально брутален, закрыт и прямолинеен. От его Родиона Меглина из «Метода» не осталось и следа. Кепки уже нет, борода изменилась, но взгляд все тот же – уверенность в каждом действии и слове.

Картинка – идеальна. Актеры – хороши. Но что-то тут все же не так. При подробном анализе выяснятся, что проблема как раз в том, что все чересчур «так». Все на своих местах, все действия угадываются, все слова произносятся ровно в тот момент, когда их и ждут. Публика без особых проблем догадывается, что будет происходить на экране. Единственный телефон для связи обязательно упадет в воду, злой начальник точно пойдет помогать друзьям, плюнув на все протоколы, отец и приятель его дочери точно найду общий язык, а герой без семьи, какой бы он ни был смазливый, точно не вернется домой. Это не спойлеры, а просто констатация сценария, который боится выйти за рамки того, чтобы было сделано и просмотрено прежде.

Еще один факт, который необходимо упомянуть при разговоре об «Огне». Помните «Дело храбрых» (2017 год) с Джошем Броулиным? Там речь тоже шла о лесных пожарах, но в Аризоне. Фильм отменный, без шуток, но он слишком похож на кино Нужного. Нет, тут нет повторений из кадра в кадр, но настрой и стиль ничем не отличаются. После «Дела» выдержать «Огонь» и поверить ему невыносимо сложно.

Перед нами настоящая катастрофа. Она не про пожар и другие опасности. Она выполняет лишь одну функцию – объединять. Люди, повстречав беду, встанут спиной к спине против общего горя. Сейчас, в эпоху пандемии и ограничений, это неимоверно важно. За эту простую философию Нужному, конечно, спасибо. Ну а фильм получился средненьким, слишком шаблонным и узнаваемым.

Фото: “Централ партнершип”

2
Поделиться:

Дмитрий Гинкель

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии