Каким мог бы быть главный русский рождественский фильм

 Каким мог бы быть главный русский рождественский фильм

Если вы решите сделать поисковый запрос в виде типа «рождественские фильмы на русском языке», то вас будет ждать очевидное разочарование – в предложенной подборке окажутся лишь фильмы про Новый год, Старый Новый год, новый старый год, но никак не картины, приуроченные к Рождеству. Это более чем объяснимо – в России Рождество толком не празднуют, а если и празднуют, то в этом праздновании никогда нет ничего веселого и даже милого. Светлые эмоции оказываются полностью вытесненными серьезностью и торжественностью – а с такими исходными данными можно даже и не пробовать снять сколько-нибудь популярный фильм.

И все же Рождество – серьезный праздник. Степень серьезности определяется хотя бы количеством сообщений с картинками в Ватсапе и открытками в лентах социальных сетей. Люди поздравляют друг друга среди ночи, включают телевизоры ради священных трансляций. При этом единственное общеизвестное культурное наследие, имеющее отношение к празднику, было написано уже почти двести лет, да и не совсем в России. Сюжет этого наследия – а речь, как все догадались, о «Ночи перед Рождеством» – почти никто и не помнит, что нормально. Литература – не кинематограф, в общественную память врезается не так сильно. Короче говоря, фильм должен быть. Но что за русский фильм может получиться о Рождестве?

1. Конечно, должны быть затяжные моменты страдания и депрессии. Этого хватает даже в голливудских фильмах о веселом католическом празднике с чулками, оленями и сидячими церковными службами. У нас же в России просветление и приобщение к божественному началу происходит лишь через боль, постоянное напряжение и самопожертвование. Да что там божественное начало – даже главный новогодний наш фильм целиком состоит из рефлексии, разочарований и безысходности. Счастье вроде бы есть, но не наверняка, да и счастье это какое-то вымученное и, вероятно, недолговечное. Пожили – увидели.  

В главном рождественском фильме западного мира – «Этой замечательной жизни» – главный герой почти кончает жизнь самоубийством. Потом там песни и пляски, но низшая точка эмоционального падения была обозначена самым радикальным образом. Мы на такое, конечно, не пойдем, потому что люди у нас назад впечатлительные, стабильной долларовой броней не защищенные. Думаю, вполне достаточно будет семейной драмы, развернувшейся во время подготовки к празднованию Рождества. Например, вот стоит большой стол, домашнее застолье (попробуйте устроить что-нибудь другое за столом) с родственниками разных возрастов. Слово за слово разговоры об отношении к вере и религии начинают приобретать все более и более эмоциональную окраску. Наружу вылезают вовсе не ангелы, а вполне даже демоны, кто-то срывается на улицу покурить, кто-то берется звонить единомышленникам по телефону, кто-то просто плачет/кричит. Стол в целом пустеет.

2. Сразу по поводу актеров, чтобы потом не забыть. Конечно, если есть роль главного безбожника и атеиста (а она должна быть в нашем фильме), то ее должен играть Евгений Цыганов. Я вообще не могу всерьез воспринимать фильмы, где омерзительных циничных персонажей играет кто-то другой. В советское время с этим амплуа играючи и гениально расправлялся потусторонний Олег Даль, но сейчас лучше Цыганова не найти никого. Разве что можно задействовать Артема Ткаченко, но это только на тот случай, если будет решено лепить из главного героя совершенного черта, не в переносном, а в прямом смысле этого слова.

3. Фильм, разумеется, должен быть максимально камерным. Квартира, ковер на стене, улица перед домом, в котором находится квартира. Несколько других локаций можно задействовать во флэшбеках, например, вернуться в советское время, где нынешнюю воцерковленную бабушку родители учат коммунизму и атеизму. Я не сценарист, развитие персонажей через линейное течение сюжета показать не готов, поэтому к помощи флэшбеков обратиться просто вынужден.

4. Пока что по наброскам сюжета фильм выглядит как предельно реалистичная социальная драма, но я на самом деле очень устал от реализма в русском кино. Если фестивальный или готовящийся стать фестивальным режиссер рассуждает о нашей действительности, то все рисуется темными красками – буквально. Всюду полумрак, одежды у героев привычно серенькие, и все настолько неприглядно, что повеситься хочется буквально сразу же. Если режиссер не фестивальный, а Бекмамбетов или один из его многочисленных друзей по «куражу», то все, наоборот, чересчур приторно, ярко и с переизбытком Ивана Андреевича У.

Попробуем объединить бренды. Реализм в повествовании оставим, но диалоги не будут исчерпывающими, каждую фразу зритель сможет додумать, продолжить или вообще забыть. Пусть будет несколько метафорично, этого не хватает русскому кино, где часто все мысли разжевываются автором до такой степени, что начинают терять свой первоначальный смысл.

Реализм же изобразительный уберем вовсе. Анонсированный ковер на стене будет ярким, как плащ Супермена, и, кстати, для большей связи времен, поколений и мировоззрений, можно и сам плащ Супермена повесить в качестве ковра. Будут встречаться и другие яркие детали, например, красные сапоги старшей сестры героя Цыганова, мамина помада и прочее. Все застолье будет проходить при ярком электрическом свете, ну вы поняли – будем делать русскую рождественскую историю типа «Семейки Тененбаум». Если получится хотя бы ради короткого эпизода-камео, буквально на минуту-две, выцепить Гвинет Пэлтроу в той же суицидальной роли, что и в упомянутом фильме Уэса Андерсона, будет совсем замечательно. Более реалистичный вариант – «Семейка Тененбаум» будет идти фоном на старом телевизоре «Радуга». Я серьезно настроен на то, чтобы связать все на свете в один клубок.

5. Закончиться все, разумеется, должно очень хорошо. Или нет. Как и в любом стоящем – ха-ха – фильме финал будет открытым, так что каждый сам для себя решит, является он счастливым или нет.

6. Пунктов могло быть и больше, но считается, что в середине новогодних выходных люди не слишком способы воспринимать тексты, чей размер превышает пять тысяч символов, так что отложим привычные и любимые лонгриды до лучших времен.

0
Поделиться:

Павел Хрусталев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии