Как устроена Stronghold

 Как устроена Stronghold

«Люди покидают нас, Милорд!» Этой фразы боялся каждый, кто играл в Stronghold, стратегию в реальном времени про строительство замка в эпоху раннего Средневековья.

Теперь эту и другие фирменные реплики все чаще можно встретить в виде мемов. Например, так шутили про строительство собора святой Екатерины в Екатеринбурге.

Мы решили вспомнить Stronghold — спустя почти 20 лет после релиза — и разобрать основные игровые механики. Оказалось, что в эту стратегию и сейчас стоит поиграть фанатам жанра и любителям средневековых баталий, где решают мечи и стрелы, а не порох. И где тактика важнее размера армии.

«Не хватает дерева, Милорд»

Успех в Stronghold, как и в любой хорошей стратегии, строится на крепкой экономике. В Средние века — по крайней мере по версии игры — было не так много ресурсов: дерево, камень, железная руда, нефть и продукты питания.

Чтобы прокормить феодальное государство, нужны охотничьи избушки (они снабжают мясом), молочные фермы (приносят сыр), яблоневые сады (дают плоды) и пшеничные поля. Но последние не приносят конечный продукт сразу: для обработки зерна нужна мельница (превращает его в муку) и пекарни (там из муки наконец делают хлеб). Когда времени мало, выручают яблоневые сады. Они дешевые (пять единиц дерева) и могут быстро прокормить горожан.

Если играть вдолгую, у пшеницы почти нет конкурентов. Главное — иметь побольше пекарен. Кроме еды радовать жителей можно элем, для этого нужны поля с хмелем, пивоварня и трактир. Тратить время на то, чтобы спаивать население, стоит только в специальных кампаниях: эль не влияет на сытость горожан, но поднимает репутацию. 

Чтобы добывать дерево быстрее, лесопилки нужно строить возле деревьев, но не слишком далеко от склада. Иначе доставка растянется до Ренессанса. Каменоломни предсказуемо можно строить только в особых местах, они, как правило, находятся в отдалении от замка. Тут помогают привязи для волов: эти животные способны доставить ценный камень до склада.

А вот с железной рудой приходится рассчитывать только на ручной труд. К счастью, работники рудника довольно бодро шагают до склада с железом в руках. И, наконец, нефть — самый дорогой продукт на рынке, пятнадцать золотых за бочку. Нужна она исключительно для защиты, позволяет копать нефтяные ямы, которые поджигают лучники.

«Нужно больше золота»

Чтобы строить некоторые объекты или покупать воинов, нужно золото. Получить его можно двумя способами: через торговлю на рынке или через налоги. С первым способом все понятно: главное, чтобы были товары для продажи.

А вот с данью нужна осторожность. Чем выше налоги, тем ниже почтение. Если уровень одобрения падает ниже пятидесяти единиц, игрок слышит ту самую фразу про покидающих людей. А это сразу проблемы для экономики и строительства. Но, как ни странно, не для армии. В игре боевые юниты не потребляют еду из общего амбара, поэтому солдаты не покинут сюзерена, даже если уровень одобрения упадет до нуля. 

Главное, о чем стоит помнить в налоговой политике — снабжение питанием. Можно поднять сборы с крестьян, но для баланса тогда нужно увеличить дневную порцию еды. И это вызывает новый вопрос: хватит ли ферм для повышенного рациона?

Кстати, народ в Stronghold, как водится, требует не только хлеба, но и зрелищ. Для работы с настроением горожан игра предусматривает два вида строений: «кнуты» и «пряники». Чтобы запугать население, а заодно повысить его работоспособность, пригодятся виселицы, дыбы и другие приспособления для пыток и казни. Но и здесь нужна мера: запуганные, но голодные крестьяне все равно покинут город.

«Пряники» — это сады, пруды, карусели и танцующие медведи на привязи. Здесь тоже есть граница: слишком довольные люди медленнее работают. Кроме упомянутых трактиров население скрепляют церкви и храмы. Рост числа венчаний повышает популярность игрока.

«Враг уже внутри замка»

Еслим верить игре, то в Средние века феодалов стратегически беспокоили два вопроса: надежная оборона собственного замка и захват соседнего. И тут Stronghold предлагал часами напролет прорабатывать разные варианты защиты и нападения.

Начнем со стен замка. Самый бюджетный вариант — деревянный частокол, но его способна разрушить и дюжина копейщиков. Отлично помогают защищаться лучники и арбалетчики: их необходимо размещать на башнях и барбаканах. Можно облить вход в замок нефтью, но тогда нужно установить возле стрелков жаровни, иначе поджигать ее будет нечем.

Каменные стены гораздо надежнее, но строить их дорого. Есть хитрость — построить каменную башню перед замком и запустить туда десяток лучников с жаровней. Игровая логика врага так устроена, что он атакует ближайшую башню, и трюк позволяет отсрочить осаду замка.

При нападении на вражескую крепость самое главное — пробиться внутрь. Тут лучше всего помогают саперы: в Stronghold эти юниты копают туннели и разрушают башни и стены. Еще в игре есть катапульты и требушеты. Последние способны метать не только камни, но и зараженные коровьи туши! Пролетая через стену, они способны вывести из строя несколько опасных юнитов, поэтому целиться нужно точнее. Чтобы построить осадные строения, требуются инженеры. А для них — инженерная мастерская. 

Чтобы нанимать воинов, необходима казарма, оружейная и различные мастерские: лучника (там делают луки и арбалеты), мечника (мечи и булавы), пикодела (пики и алебарды), бронника (железные латы для рыцарей) и кожевенную мастерскую (часть коров с молочных ферм забивают для создания брони арбалетчиков). Самый сильный юнит в игре — конные рыцари. Кроме мечей и брони для их найма нужны еще и конюшни.

«Наш хмель пожрал долгоносик»

Кроме осязаемых соперников под стенами замка, в игре есть и другие враги. Во-первых, дикие животные. Чтобы убить стаю волков, пробравшихся в город, потребуется пара лучников или отряд копейщиков. Еще сложнее победить медведя, который забрел в амбар.

Но даже когда стены замка надежно защищены, угроза может прийти откуда не ждали. Яблони и пшеницу может поразить неизвестная болезнь, и тогда урожая не видать. А главная опасность для хмеля — долгоносик, который неожиданно возьмет и сожрет все посевы. И обезопасить себя от такого никак нельзя. Поэтому рацион должен состоять не только из хлеба или яблок.

Еще один бич Средних веков — чума. Люди гибнут, хотя есть спасение — это дом знахаря. Плотная застройка замка — тоже риск, потому что случайный пожар может вспыхнуть в любую минуту. И даже многочисленные колодцы не всегда спасают. А горящие крестьяне еще опаснее, чем голодные. Звучит жутковато? На то они и Средние века.

Изображения: https://gameguru.ru/games/stronghold/; https://dimka-jd.livejournal.com/9123896.html; https://www.youtube.com/watch?v=eDWF5F1r_1g; http://www.internetwars.ru/Games/Stronghold/Stronghold.htm; https://store.steampowered.com/app/40950/Stronghold_HD/?l=russian


Читайте также:
– Рейтинг напарников в L.A. Noire
 Любимые игры уходящего поколения
– Как босс мафии из Нового Орлеана стал прототипом антагониста Mafia 3

1
Поделиться:

Ким Андреев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии