К 95-летию Мэрилин Монро. Легенда с одним великим фильмом

 К 95-летию Мэрилин Монро. Легенда с одним великим фильмом

Первого июня начинается не только лето. Еще начинаются бесконечные фильмы, передачи и тексты о том, что именно в этот день родилась одна из величайших поп-звезд всех времен – Мэрилин Монро. Один из них вы сейчас и прочитаете, если вам хватит терпения. О Мэрилин, несмотря на то что многие называют ее пустышкой, можно говорить и писать часами, а то и сутками, так что я приложу все усилия, чтобы уложиться в более-менее пристойные размеры. Заранее приношу свои извинения, если сделать это не получится.

Когда-то я запомнил фильмографию Мэрилин Монро наизусть, посмотрел все фильмы по нескольку раз, купил несколько красивых иллюстрированных и не очень книг про нее, в том числе в старом букинистическом магазине на Голливудском бульваре, так что могу считаться относительно продвинутым знатоком-любителем в этой области. Сразу скажу – нет никакого желания говорить о Монро как о культурном явлении или секс-символе или прочих подобных вещах. Ее легендарный статус в поп-культуре и шоу-бизнесе неоспорим, и я не думаю, что когда-либо появится актриса, которая будет способна сместить ее с этого негласного трона. Трона, кстати, ей до крайности ненавистного, и, вероятно, стоившего ей жизни. Были актрисы красивее, были актрисы более талантливые (имя им легион), но никто не был столь неотразим на экране. Помните, как Барни в «Как я встретил вашу маму» уверял, что камера любит его, и он органически не может получиться плохо на снимке? Так вот Мэрилин камера не просто любила. Она ее боготворила, посвящала ей романсы собственного, камерного сочинения, отдала ей свое сердце не только в переносном, но и в прямом смысле – как у старика Горького.

Каждый кадр, на котором запечатлена Мэрилин Монро – образец чистого искусства, который можно выставлять в Лувре совершенно свободно в любом месте. Однако же главный парадокс заключается в том, что при всем при этом у Мэрилин практически не было не просто великих, а просто даже отличных ролей. Она снималась в хороших фильмах, иногда даже неплохо играла, но дело в том, что ей не нужно было играть хорошо, поскольку от нее все равно невозможно оторвать взгляд. Если вы думаете, что это только мои личные впечатления, то вот вам две цитаты Билли Уайлдера, главного режиссера в карьере Мэрилин, к которому еще вернемся.

«Я все еще не уверен, что ей нужно учиться актерскому мастерству. Бог дал ей все. В первый же день, как ее запечатлели на камеру, она стала гением. Я лишь жалею, что так и не смог ее понять, не смог уберечь и направить на верный путь», – Билли Уайлдер о Мэрилин Монро в 1967 году (через пять лет после ее смерти).

«Когда я сам брал камеру и снимал Мэрилин, я не мог понять, в чем дело. Можно было подумать, что на самом деле камеры между нами не было. Вот она, Мэрилин, как живая передо мной. Она отображалась на пленке не как череда кадров, а как живой человек. Помимо нее таким даром обладали лишь Грета Гарбо и Хамфри Богарт».

Все так. Только вот, как я уже говорил, с хорошими фильмами и великими ролями получается серьезная неувязочка. Как-то я составлял ТОП-5 фильмов с участием Мэрилин без учета ТОГО САМОГО, получилось что-то в этом роде.

5) «Ниагара», 1952

Первый цветной фильм Мэрилин, в партнёрах великий Джозеф Коттен – любимый актер и друг Орсона Уэллса. Мэрилин немного переигрывает, но за яркую помаду и сюжет классического нуара я прощаю все.

4) «Джентльмены предпочитают блондинок», 1953

Глупость редкая, но Мэрилин здесь меняет красивые платья, поет про то, что бриллианты – лучшие друзья девушек, а ещё мое заочное знакомство с Монро началось именно с этого фильма.

3) «Асфальтовые джунгли», 1950

Одно из первых появлений юной Нормы на экране в одном из наиболее классических из всех классических нуаров. Она тут не особенно похожа на ту, которую все знают, да и времени экранного у нее совсем немного, но тем не менее.

2) «Зуд седьмого года», 1955

Первый и предпоследний раз, когда Мэрилин снималась в фильме Билли Уайлдера (второй и последний раз вы и сами знаете). Смешно, Вуди Аллен до Вуди Аллена, Мэрилин здесь сразу в нескольких образах, которые создаются в воображении скучающего писателя. Сцена, в которой героиня Мэрилин предстаёт светской дамой, не готовой устоять перед великолепием музыки Второго концерта Рахманинова, навсегда в наших сердцах. По-моему, сцена эта даже лучше, чем та, в которой платье развевается над люком – кстати, это тоже отсюда.

К сожалению, это худший фильм Билли Уайлдера в его золотой период 1950-х годов. Если убрать эти две великие сцены, то его просто очень тяжело смотреть. И даже он тут на втором месте, что, как понимаете, совсем не к добру.

1) «Все о Еве», 1950

Трудно считать, что Мэрилин вообще была в этом фильме, но все-таки это правда. Опять-таки юная, еще даже не двадцатипятилетняя, она играет наивную симпатичную дурочку с переулочка, которую влиятельный критик пытается протащить в высший театральный свет. Фильм великий, но все же я никогда не смогу полюбить его всем сердцем за то, что он обогнал в гонке за Оскар обожаемый «Бульвар Сансет».

Получается, что Мэрилин либо играла в очень крутых и культовых фильмах, но играла там очень мало и была на четвертых ролях, либо играла в каких-то смешных водевилях или второсортных вестернах. «Ниагара» вот вообще цветной нуар – какого черта он цветной, это же нуар, ребята, ну имейте совесть. Понимаю, что новые прочтения и новые веяния 50-х, но нуар должен быть черно-белым. Полоумный механик Ник из великого пост-пост и мета-мета модернистского фильма «Последний киногерой» думает о том, в какой бы фильм он хотел физически переместиться. Как вы, вероятно, помните, по сюжету он мог это сделать, потому что у него был соответствующий волшебный билет. Так вот, в числе этих фильмов он вспоминает «Автобусную остановку» с Монро. Честно – послушайте старого любителя нафталиновых картиночек – если не смотрели это кино, то и не смотрите. Ничего там интересного не найдете, а цвет в фильме прямо очень плохой и слепящий, что еще больше мешает восприятию. Мэрилин там играет довольно неплохо, но все равно лучше посмотрите что-нибудь другое. Например, лучшую фотосессию в истории фотосессий.

Хотя нет, я о другом. О чем? Да вы сами давно уже поняли к какому фильму я веду, какого фильма не хватает в рейтинге, какой фильм я называю ТЕМ САМЫМ и так далее. Конечно, Some like it Hot. Спасибо советскому прокату, что мы знаем его под названием «В джазе только девушки». Мэрилин довольно долго не снималась в США, была уже сверхзвездой, не хотела соглашаться в 32 года играть очередную роль 25-летней дурочки-блондинки. Уговорили ее тогдашний муж Артур Миллер и тот самый Билли Уайлдер, который, собственно, фильм и снимал. Уговорили – и так легенда поп-культуры стала легендой кинематографа.

В общем, если вы по какой-то причине не смотрели ни один фильм с участием Мэрилин Монро, не тратьте время – приступайте сразу к фильму «В джазе только девушки». Потом можно пересмотреть, потому что ничего лучше от прекрасной блондинки вы все равно не увидите, за исключением разве что двух упомянутых выше сцен в «Зуде седьмого года». Съемки «В джазе только девушки» постоянно были под угрозой из-за самой Мэрилин и полного отсутствия у нее дисциплины и способности запомнить свою роль, причем у нее ведь была всего третья по значимости роль. Каким-то образом Уайлдеру, прошедшему во время съемок через ад, удалось добиться того, что Мэрилин была не только привычно обворожительна, но и совсем не переигрывала. Совсем! Может, у каждого и есть свои недостатки, но у Мэрилин в этом фильме их не было. Что, кстати, является еще одним подтверждением того, что черно-белый вариант ей куда больше к лицу, чем цветной.

Возможно, еще одной великой ролью Мэрилин могла бы стать роль в фильме «Что-то должно случиться». К сожалению, толком мы этого не узнаем, потому что во время съемок кое-что очень печальное и летальное случилось с самой Монро, из-за чего фильм не был закончен и вообще выпущен в прокат. Двадцать лет назад нам показали отреставрированные 37 минут фильма, которые все же были отсняты. Мэрилин Монро там тоже есть, и минуты с ее участием великолепны. Первый кадр – камера где-то наверху снимает то, как Монро поднимается по лестнице с опущенной головой. Потом мы уже видим ее подходящей к бассейну, и лицо ее прекрасно и почему-то очень печально. Ощущение такое, что она как будто уже все знает о своей судьбе. Дети, завидев ее, почему-то перекидываются испуганными и настороженными взглядами, как будто увидели привидение. Удивительно пророческий фильм с удивительно пророческим названием – и Мэрилин в нем великолепна, жаль, не до конца. Посмотрите и эти 37 минуты, благо, что они доступны на Youtube. А потом еще раз пересмотрите «В джазе только девушки».

Изображения: medium.com, youtube.com, dw.com, wordpress.com, pinimg.com, whicdn.com

0
Поделиться:

Павел Хрусталев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии