Искусство в массы: рецензия на фильм «Глубже!»

 Искусство в массы: рецензия на фильм «Глубже!»

Молодой и очень серьезный театральный режиссер Роман Петрович (Александр Паль) так долго ставит спектакль по Чехову, что художественный руководитель (Владимир Стеклов) не выдерживает и увольняет верного последователя Станиславского. Помыкавшись по театрам ниже рангом, режиссер приходит к неутешительному выводу: нигде ему нет места, он слишком глубок для отечественной сцены. Современному зрителю подавай что попроще да поярче. Не то китч, не то буффонада. Все сцены страны занял модный постановщик Хачатрян (Антон Лапенко). Он штампует спектакли повсюду, выдавая их за эксклюзив. И даже улицы только его (повсюду висит огромный портрет усатого таланта).

Роман Петрович не собирается себе изменять. Он живет в откровенной нищете, а в кофейню приносит свой горячий напиток в термосе. Чтобы его не выгнали, он делает вид, что уже делал заказ и наливает свой кофе в чужие чашки. Пусть пиджак всего один, и состояние его уже сомнительное, томик Чехова из рук режиссер не выпускает. Все это временные трудности, его талант обязательно еще оценят.

В кофейне он случайно сталкивается со своим одногруппником Андреем (Денис Васильев). Тот предлагает Роману Петровичу халтурку. Ничего сложного: ролик совсем крохотный, а оператор опытный. Ну да, порно, и что с того? Безработный театральный режиссер отправляется в новостройку за МКАДом. В сцену первой, но очень страстной встречи сантехника и хозяйки дома он тут же вносит свою глубину подхода. Скромные 4 строчки текста они разбирают с поразительной дотошностью. Лера (Любовь Аксенова) и Тимур (Олег Гаас) сразу же проникаются уважением к большому профессионалу. Словно бы всегда ждали прихода такого режиссера.

К Роману Петровичу приходит успех. И заказчик роликов, и зрители полюбили глубокое порно. Слава о нем разносится за пределы России. Новые съемки, растущие бюджеты, люди плачут у экранов мониторов. «Как Тарковский, только интересно!».

Новая работа крайне недооцененного и самобытного режиссера Михаила Сегала должна моментально разлететься на цитаты, может быть, какие-то отдельные сценки будут пересказываться в лицах и с чувством. Местами это очень смешное кино, особенно в первой половине, когда герой в исполнении Александра Паля медленно, но верно идет к самым вершинам.

История в центре сюжета могла бы быть прекрасным и емким анекдотом. Театральный режиссер вынужден снимать порно. Этого вполне достаточно, уже смешно. Метафизика сливается с физикой. Глубина ценится и в фильмах для взрослых, и в высоколобых произведениях. С этого забавного совпадения и начинаются абсурдные приключения Романа Петровича.

Сегал напоминает о пропасти между элитарным искусством и массовым. Одно доступно единицам, денег на нем никак не заработать. Вторым интересуются миллионы, за него хорошо платят, но как себя не возненавидеть? «Глубже!», если смотреть на картину шире, вообще о взаимоотношениях автора и публики. Как оставаться собой, делать, что хочешь, и в то же время оставаться интересным зрителю? Карьера Романа Петровича, развивающаяся по дуге, не оставляет современному российскому художнику никаких шансов.

Параллельно Сегал успевает пройтись и по современному театру. Под удар попадают и система Станиславского с его бесконечным копанием ради копания, и новомодные течения, делающие ставку на шокирование и авторское прочтение. Хачатрян уж больно напоминает пародию на Богомолова или Серебренникова. Ни консерватизм, ни либерализм в искусстве не работают. И как же тогда сыскать золотую середину?

Прелесть «Глубже!» в отдельных шутках, классно прописанных диалогах и запоминающихся эпизодах, сложиться в цельное произведение картине так и не удается. Александр Паль совершенно бесподобен, он доказывает, что является сегодня одним из лучших российских актеров. Одной его харизмы достаточно, чтобы досмотреть ленту до конца. Тем более, что градус абсурда и количество по-настоящему смешных моментов к финалу, увы, резко снижается.

«Глубже!» попадает сразу в две ловушки, над которыми посмеивается. Во-первых, не очень понятно, на кого ориентировано это кино. Массовый зритель интеллектуальные комедии не любит, ему и правда подавай Хачатряна. Критикам и профессионалам лента Сегала покажется наивной и простоватой, теряющейся в собственном замысле, недостаточно сумасшедшей. Во-вторых, посмеиваясь над порно и неспособностью российского кино отображать на экране телесность, показывать голое тело и не стесняться быть откровенным, режиссер сам примыкает к современной киноиндустрии, отказываясь демонстрировать раздетых актеров и всячески изгибая любых откровенных сцен. У «Глубже!» вполне заслуженный возрастной рейтинг 16+. Авторы словно бы боятся сделать лишний шаг в каком-либо направлении. Рискуешь — проигрываешь.

Новая работа Михаила Сегала — редкий для этого года смешной фильм. Пусть даже и неровный, немного путанный, в развлекательной форме он пытается говорить о вечных вопросах, заведомо не имеющих однозначных ответов. Но послушать варианты все равно было бы интересно. «Глубже!» — яркий образец современного российского кино, говорящего о чем-то своем, но упорно ищущем дорогу к широкой публике.

Изображения: https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/131956/882131.jpg; https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/131956/882129.jpg; https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/131956/953051.jpg; https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/131956/953049.jpg; https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/131956/882134.jpg

1
Поделиться:

Максим Ершов

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии