День победы. Наши любимые фильмы о Второй мировой войне

 День победы. Наши любимые фильмы  о Второй мировой войне

Павел Хрусталев

Если бы это был список фильмов про любую войну, то тут точно были бы «Тропы славы» Стэнли Кубрика про Первую мировую войну, которое конечно, не военное, а антивоенное кино. Еще «Турецкий гамбит» – да, очень люблю этот дурацкий фильм про русско-турецкую войну 1877-1878. Ольга Красько, Гоша Куценко, Егор Бероев – эти ребята были важны для моего детства.

Про Вторую же мировую войну получилось вот что.

«Двадцать дней без войны», 1976

kinopoisk.ru

Думаю, лучший – и уж точно мой любимый – фильм Алексея Германа. Главный редактор «Сеанса» Любовь Аркус говорит, что может пересказать этот фильм наизусть по сценам, дословно повторив движения персонажей. Я так могу сделать только с фильмами «Назад в будущее» и «Двойная страховка», но «Двадцать дней без войны» все равно очень люблю.

В игре Юрия Никулина, кстати, ничего выдающегося не вижу. Да, непривычный образ, да, хорошо вошел в роль, ведь сам воевал и понимал, о чем и как снимается фильм. Но его роль была больше созерцательной, а вот более короткие, но невероятно яркие появления Алексея Петренко и Людмилы Гурченко запомнились намного больше.

Возможно, это главный антивоенный советский фильм из числа тех, которые можно смотреть, потому что «Иди и смотри», при всем своем величии, к таковым не относится. У Элема Климова получилось гениальное и страшное полотно, в котором военное кино становится военной жизнью, за которой наблюдать нет никакого желания.

«Семнадцать мгновений весны», 1973

Наше главное фэнтези. Мне не нравится почти ни один военный фильм, я люблю только антивоенные, но Девятого Мая из дома никуда не выйду, не посмотрев на Штирлица и не послушав Ефима Копеляна. Минимум треть из этих двенадцати серий неплохо было бы выкинуть, но остальные две трети – великие совершенно, тут нет никаких сомнений.

Мой любимый момент, понятно, связан с беседой Штирлица и Мюллера в застенках Гестапо, когда с полковника Исаева вроде бы были сняты все подозрения. Всегда хотелось, чтобы было продолжение, ведь в книгах Юлиана Семенова оно есть, и там Мюллер все-таки раскрывает личность Штирлица. Впрочем, наверное, правильно, что закончили на героической ноте.

«Пятая печать» / Az ötödik pecsét, 1976, реж. Золтан Фабри

Нет, я включил сюда неизвестный венгерский фильм неизвестного для большинства режиссера не для того, чтобы выпятить свой безупречный и странный вкус. И я не перепутал порядковое числительное – фильм Ингмара Бергмана здесь ни при чем.

Осень 1944 года, Венгрия оккупирована фашистской Германией. Несколько мужчин ведут непринужденный разговор в таверне, и неожиданно в воздухе повисает вопрос, кем лучше быть: безжалостным тираном или бесправным рабом?

Никто не может прийти к однозначному выводу, но по ходу фильма им придётся ответить на этот и на другие вопросы. Мефистофель-нацист, человеческое достоинство, библейские мотивы, компромиссы с совестью – все есть в этом пронзительном фильме. Советовать смотреть не могу – для этого нужно особенное состояние души в конкретный момент времени.

Максим Гареев

«В августе 44-го», 2001

Уже 20 лет прошло с момента выхода фильма «В августе 44-го», а споры вокруг этой экранизации романа Владимира Богомолова «Момент истины» не утихают до сих пор. Одним кино наотрез не понравилось, как, например, самому автору, который попросил убрать свое имя из титров. Другие от него, наоборот, в восторге и неоднократно его пересматривают.

Я роман пока так и не прочел, а вот фильм включаю регулярно и с большим удовольствием. «В августе 44-го» — это увлекательный и напряженный шпионский триллер, украшенный игрой потрясающего актерского ансамбля, вобравшего в себя сразу несколько поколений артистов — от Алексея Петренко до совсем молодого еще тогда Юрия Колокольникова. При этом главным солистом в нем стал великолепный Евгений Миронов. И хотя бы ради его перфоманса стоит пересматривать этот один из лучших современных фильмов о войне.

«Ю-571» / U-571, 2000

Среди зарубежных военных картин есть много вроде бы более статусных, серьезных и даже точных с исторической точки зрения, однако приключенческий экшн Джонатана Мостоу «Ю-571» давно и прочно занял место в моей видеотеке. Уверенная постановка, отличная операторская работа и звук (премия «Оскар» за лучший монтаж звука), классный актерский состав с Мэттью Макконахи и Харви Кейтелем во главе, а также почти полное отсутствие лишнего пафоса сразу же бросаются в глаза, так что возвращаться к этому фильму хочется снова и снова. И очень жаль, что дальше Мостоу взялся ставить триквел «Терминатора», на чем его весьма бодро начинавшаяся карьера (отличная «Авария» с Куртом Расселом — тоже его картина) практически закончилась. А «Ю-571» обязательно посмотрите, причем лучше всего не на экране монитора и с хорошим звуком. Нисколько не пожалеете.

Ким Андреев

«Белорусский вокзал», 1971

Один из самых необычных советских фильмов о Великой Отечественной войне. Не о битвах, не о подвиге, а о том, как было после. Фронтовые друзья расстались на Белорусском вокзале летом 45-го. И встретились только спустя четверть века на похоронах боевого товарища. У каждого из героев жизнь сложилась по-своему. Но воспоминания о страшной войне живы как никогда. Фильм стоит посмотреть хотя бы только ради сцены, где героиня Нины Ургант поет песню на стихи Булата Окуджавы, а рядом с ней подпевают Евгений Леонов и Анатолий Папанов. Великие актеры. Великая сцена. Великая война.

«Спасти рядового Райана» / Saving Private Ryan, 1998

Тут все просто. Пожалуй, лучшая открывающая сцена в американских фильмах о войне. 9,5 минут почти без слов и совсем без музыки. Так проходила высадка союзных войск в Нормандии – свист пуль, разрывы гранат, кровь и крики. Монтаж в фильме на высшем уровне – джампкат, субъективная камера, музыкальный контрапункт. Даже спустя 23 года фильм Спилберга смотрится не хуже современных блокбастеров. Выдающийся актерский состав во главе с Томом Хэнксом, совсем молодой Мэтт Дэймон и даже «дофорсажный» Вин Дизель (ещё с волосами).

Артем Кавалерян

«Отец солдата», 1964

Наверное, нет другого фильма, который лучше отражал бы советский и грузинский национальный характеры. Георгий Махарашвили – максимально негламурный, не политизированный герой, а простой крестьянин, который хочет угнаться за своим сыном. И вот так вот, без всякого пафоса и даже намерения, он становится героем.

Нельзя отрицать, что в советских фильмах и книгах, любите вы ли их или нет, есть настоящие боль и переживание по войне. И «Отец солдата» под это описание подходит идеально. Здесь не взрываются танки, нет CGI, нет лощеных американских актеров, спасающих мир. Только страдание, испытание и тупая, ноющая боль внутри.

Ничего. Однажды и это пройдет. Наверное.

Актерские работы, сценарий, великолепные моменты (чего стоит сцена с танкистами, которым Махарашвили не даст уничтожить в Германии виноградное хозяйство?!), цитаты и крылатые фразы.

Ну и Закариадзе, конечно, настоящий MVP фильма. На нем и его внушительных усах здесь все и держится. Это такой классический деревенский, как сказали бы в России – черноземный – мужик. Такие и становятся героями.

«Великий побег» / The Great Escape, 1963

Этот фильм – настоящая галерея кинозвёзд шестидесятых. Маккуин, Аттенборо, Плезанс, Бронсон, Кобурн – и еще с добрый десяток актеров первой и второй величины своего времени. И все это под началом гениального Джона Стерджеса. По «Великому побегу» можно в принципе изучать кинематограф того времени. Самое главное – то, что многие из актеров на самом деле были ветеранами совсем настоящей войны: Второй мировой или, в крайнем случае, вторжения в Корею. Поэтому про плен, погибших друзей и борьбу до конца они сами все знали.

«Великий побег» – это фильм на неблагодарную тему бегства военнопленных, которые, в глазах россиян живут в очень уж хороших условиях, а немцы ведут себя с ними и вовсе как джентльмены – как будто там за окном не 1940-е, а рыцарский роман Конан Дойля. И клюквенные русские, конечно, это удовольствие на любителя.

Однако, если не фокусироваться на таких мелочах, «Великий побег» – отличное ансамблевое кино, в котором авторы максимально круто управляются с сюжетными линиями, форматов бегства много, и они оригинальны и хороши, а белозубые звезды – обаятельны и под конец к ним относишься уже едва ли не как к боевым товарищам. Магия Голливуда сработала.

Изображения: film.ru, 1tv.com, kino-teatr.ru, ivi.ru, vokrug.tv, youtube.com

0
Поделиться:

Павел Хрусталев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии