День кино. Наши любимые русские фильмы XXI века

 День кино. Наши любимые русские фильмы XXI века

Сегодня День (думаю, с большой буквы) российского кино. Праздник такой не самый однозначный, как и все, что делалось в первые годы советской власти, но тем не менее. Утвержден официально, то есть, мимо пройти никак нельзя.

Команда сайта в усеченном составе решила поделиться с вами любимыми фильмами из тех, что были сняты в России в новом веке. Советское кино решено было не брать в связи с его масштабностью, кино 90-х – в связи с его особыми колоритом, а имперское кино – потому что его никто не видел, кроме пары человек.

Дмитрий Гинкель, «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (2017)

Опять не появилось желания лезть куда-то в «историю» и вспоминать о фильмах, который в России уже давно считаются культовыми. Захотелось чего-то нового и относительно свежего. «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» от Александра Ханта как раз из этой оперы.

Фильм в 2017-м получил премию «Ника» в номинации «Открытие года». И это заслуженная награда, ведь выпускник мастерской Карена Шахназарова снял один из лучших российских лент не только года, но и десятилетия. Максимально простая картина, в которой выверен каждый кадр. Так сразу и не скажешь, что ее ваял новичок.


Конечно, к работе Ханта можно придираться за недосказанность и огромное желание лишить свой фильм хоть какой-то надежды на спасение и прощение, но у «Чеснока и Штыря» слишком много плюсов, на которые нельзя закрывать глаза.

Проект делают не только четкая операторская работа Даниила Фомичева и чуткость Ханта, но и великолепная пара актеров – Алексей Серебряков и Евгений Ткачук. Классно, что большую часть фильма они молчат, но в этом молчании скрывается гораздо больше человеческих страстей, чем в любом занудном диалоге. «Страданием своим русский народ как бы наслаждается», – говаривал Федор Михайлович. Хант эту фразу раскрутил до хронометража в 90 минут. И выиграл.

Павел Хрусталев, «Текст» (2019)

В курсе я, да, что на всемогущем Кинопоиске оценка у фильма даже до семерочки не дотянула. Бывает, что тут. Только так вышло, что этот фильм сразу после просмотра как стал частью меня, так ей до сих пор и остается – ничего поделать с этим я не могу. Саша Петров мне тоже не нравится, и тут он опять играет Сашу Петрова, только вот, возможно, здесь он сыграл свою главную роль. Ту, ради которой и становятся актерами.

Герой главного нашего народного актера – обычный человек, у которого имелись свои планы на жизнь, но вышло так, что им не было суждено сбыться. Трагедия современного маленького человека – да, пожалуй. Бессилие, отчаяние и принятие как три кита современного русского мира.

Столкновение нищеты и роскоши показано с помощью смартфона, главного проводника XXI века, и сделано это максимально изящно и умело. В тот момент, когда (спойлер!) герой Петрова лишает жизни антигероя, умирают на самом деле они оба, но у антагониста остается заряженный гаджет, который дает возможность герою Петрова, лишившемуся своей жизни, дожить суррогат жизни чужой, доведя ее до логического конца и замолив часть грехов. 

Концепция телефона как крестража, означающая, что человеческая жизнь не заканчивается до тех пор, пока цел его ненаглядный смартфон, наверное, вообще станет одним из главных сюжетов современного искусства, и о ней стоит поговорить несколько более развёрнуто и несколько позднее. 

Прямо сейчас же хочется обсудить тему прощения и понимания. Как оказалось, диалог можно вести с каждым, пусть и опосредованный, и понять можно кого угодно, пусть и своего убийцу, особенно, если встать на его место и несколько дней пожить его жизнью. У самого последнего негодяя тоже есть мама, для которой он любимый и лучший сын, другие любящие люди, какие-то свои проблемы. Он не перестает от этого быть негодяем, прекрасно сыгранным Иваном Янковским (внуком того самого), но становится человеком вместо концентрированного зла. Немного не хватило развития темы религии, столь амбициозно и часто затрагиваемой по ходу фильма, в концовке не слишком понятно, пришел ли в итоге к Богу главный герой или нет, хотя иконы все же были подняты. 

Фильм бьет по голове буквально обухом. Длинные кадры и гнетущая атмосфера позволяют ощутить боль главного героя физически. Прекрасно слышно, как вдребезги разбиваются мечты, как страданиями осмысляются новые возможности и их отсутствие. Солнечной колумбийской сказки не случится, потому что герой оказался слишком хорош для нее, обретя покой.

Максим Гареев, «Питер FM» (2006)

Когда в 2007-м году я наконец-то купил свой DVD-плеер (не спрашивайте), то самым первым приобретенным диском стал именно «Питер FM». Как сейчас помню — приметил его в одном из супермаркетов на кассе. А все потому, что уже посмотрел его ранее по ТВ и сразу же в этот фильм влюбился. Окончательно и бесповоротно.

До сих пор помню, как его рекламировали. Определение «Второй фильм года» вызывало лишь ироническую усмешку. А картина Оксаны Бычковой, оказывается, и не блокбастер вовсе, в чем, например, резко контрастировала с вышедшей где-то там же «Жарой» — еще одной попыткой сделать крутую мелодраму. Но только вот кто эту «Жару» сейчас помнит — дорогую, туповатую и абсолютно бездушную поделку? «Питер FM» же сразу попадает прямо в сердце, чтобы остаться там навсегда.

Это кино искреннее и воздушное, живое и обаятельное, как лучшие фильмы великого Георгия Данелии. Не всегда ровное, но бесконечно к себе располагающее. С молодыми актёрами на первых ролях и суперзвездами в уморительных камео. С потрясающим саундтреком — не только подборкой сразу просящихся в плейлист песен, но и оригинальной музыкой Кирилла Пирогова (Илья Сетевой из «Брата-2»). И как бы ни было плохо на душе, а за окном серо и грустно, но вот включишь этот фильм в очередной раз, и снова поймешь, что скоро опять будет лето, Питер и белые ночи. И что обязательно все будет хорошо.

Ким Андреев, «Ночной дозор» (2004)

Все просто. Фильм Бекмамбетова – точка отсчета современного российского кинематографа. И, пожалуй, первый отечественный блокбастер. В одном фильме режиссеру удалось собрать все великое, что было (Меньшов, Золотухин, Римма Маркова) и все лучшее, что будет (Хабенский, Порошина, Куценко). Герои тогдашних сериалов (Маклаков, Дронов) тут рядом со героями хит-парадов (Лагутенко, Фриске). И почти каждая роль – точечное попадание в образ. Чего стоят только вампир-парикмахер Мумий Тролля или вечно уставший герой-трикстер Хабенского. 

Но вся эта звездная россыпь могла легко превратиться в звездную пыль, если бы не отличный сценарий по книге Сергея Лукьяненко. Начало нулевых – это тотальная мода на вампиров, мистику и альтернативную реальность. Всего этого и в книге, и в фильме достаточно. Несколько параллельных сюжетных линий в итоге выстраиваются в интересную дилогию (не забудьте для полного набора еще «Дневной дозор» посмотреть). 

А еще «дозоры» – это шикарная картинка и музыка. По-настоящему яркие для тех лет спецэффекты, трюки с машинами и вполне сносная компьютерная графика. Ну, а саундтрек фильма знал тогда наизусть почти каждый зритель старше 12 лет. Мне было 13. Помню, как вышел из переполненного кинозала с чувством гордости. Напополам для меня в тот момент треснул не мир, а все российское кино. На до и после «Ночного дозора».

Юлия Амосова, «Аритмия» (2017)

Доброе кино о российских реалиях без иллюзий? Звучит не очень правдоподобно. Но, кажется, у Бориса Хлебникова получилось. В жизни семейной пары не все гладко. Олег (Александр Яценко) и его жена Катя (Ирина Горбачева) – на грани развода. Они врачи: пытаются спасать людей и свою семейную жизнь.

«Аритмия» чем-то напоминает оттепельные картины с добрыми и слабыми героями во главе. При этом отсутствие негатива и откровенно отталкивающих персонажей – это совсем не минусы. Этакая ровная реальность тех, кто не сворачивает горы, но пытается по ним карабкаться, а во время трудностей и проблем с начальством – тихо напивается.

После просмотра, хочешь не хочешь, но попытаешься сравнить фильм с «Нелюбовью» Звягинцева. И там, и там развод. И там, и там бытовуха и российская действительность. Но «Нелюбовь» – тяжелая и гнетущая, а «Аритмия» – легкая, иногда неловкая и даже вдохновляющая.

Алексей Буланенко, «В августе 44-го» (2001)

Идеальных экранизаций не бывает. По крайней мере так думают поклонники литературных первоисточников. Не был доволен фильмом и автор романа «Момент истины» (он же «В августе 44-го…») В.О. Богомолов. И понятно почему – опущено много деталей, взгляд на расследование с точки зрения разных оперативников (который многое раскрывает в их характерах) и почти полностью исключены антагонисты. Про неуловимого Мищенко, который уже несколько раз уходил после удачных диверсий от советских спецслужб, сказано буквально несколько предложений. О сути задания вражеских агентов также говорится лишь в общих чертах.

Это все так, вот только дело в том, что вместить все сюжетные линии, четко обрисовать фигуру антагониста, цели диверсантов и разницу в характерах главных героев можно только в сериале. Серий этак на десять. И туда бы можно было вместить и документальные вставки, и большее количество подозреваемых, которых отрабатывали оперативники СМЕРШа,  и флэшбеки из их фронтового и гражданского прошлого. Стало бы наконец ясно, почему агроном Алехин, он же капитан НКВД, так хорошо разбирается в видах почвы и цепляется как за улику в разные сорта огурцов. Упоминать же в художественном фильме, что о его гражданской профессии без введения биографической сюжетной линии, вряд ли было уместно.

Да и, если говорить честно, очень многое в фильме вытягивают актеры – и для Миронова, и для Галкина это лучшие роли военных в карьере (а таких ролей у них хватает). Молодой еще Колокольников мастерам тут уступает, но это идет роли даже в плюс – неопытность к лицу его персонажу лейтенанту Блинову. Еще бы выделил Феклистова. И очередного Сталина совсем не похожего на Сталина.

С технической точки зрения фильм тоже можно похвалить. И если движения камеры порой уж слишком нарочиты, то монтаж точно порадовал бы Л.В. Кулешова. А Градский отметился неплохим саундтреком.

Изображения: ivi.ru, gazeta.ru, film.ru, kino-teatr.ru, i.uralweb.ru, ytimg.com, russian7.ru

0
Поделиться:

Павел Хрусталев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии