Булгаков по-польски: рецензия на фильм «Убей и уезжай из города»

 Булгаков по-польски: рецензия на фильм «Убей и уезжай из города»

Поляку Мариушу Вильчинскому 56 лет. Анимационный фильм «Убей и уезжай из города» — его полнометражный дебют, работа над которым велась около 15 лет. За это время умерли многие друзья и помощники автора. Среди них написавший к картине музыку отец польского блюза Тадеуш Налепа и озвучивший одного из персонажей классик европейского авторского кино Анджей Вайда. Специально для таких мало на что похожих фильмов в этом году на Берлинском фестивале появилась программа «Встречи». В ней и состоялась премьера ленты Вильчинского. В июне ее показали в конкурсе самого престижного фестиваля анимационного кино во французском Анси. Следующей остановкой стал Торонто.

«Убей и уезжай из города» — картина автобиографическая, но далеко не реалистичная и ярко демонстрирующая фантазию автора. Вильчинский вспоминает свое детство в Лодзи и рассказывает через отдельные эпизоды историю своей жизни вплоть до смерти матери. Сквозного сюжета нет, а сцены настолько разнятся по времени, что не всегда сразу можно угадать, за каким же героем скрывается сам автор. То он мальчик, которого папа отвозит к морю и забывает позвонить жене о том, что все хорошо, все добрались до пляжа в целости и сохранности. Женщина же сходит с ума, не находя себе места. То он уже взрослый усталый мужчина, который видит, как его мать медленно, но верно угасает.

Эти маленькие эпизоды вполне могли бы быть показаны в реалистичной манере, но фактически главная тема анимационного фильма Вильчинского — память и воспоминания, которые мы проносим с собой до самой старости. Автор прекрасно осознает, что в его голове какие-то моменты всплывают четко и детально, а какие-то стерлись, словно бы их никогда и не было.

В таких условиях цельной истории быть не может, и поляк дает волю воображению. Картины, которые это воображение вызывает, получаются пугающими и местами отталкивающими. Например, режиссер фиксирует смерть матери, а потом изображает эпизод в морге, когда ее тело медленно, обсуждая дневные заботы, зашивают патологоанатомы. Камера медленно скользит по туловищу, гениталиям и голове, намеренно опуская возвышенный статус смерти до гниющей плоти.

Вильчинский выбирает схематичную анимацию: его рисунки на тетрадных листах словно бы оживают, а отдельные детали вокруг персонажей окрашиваются цветом. Светильник над головой, кровь, огни в окнах поезда, витрины ночного ларька. В общих серых тонах эти световые пятна смотрятся особенно эффектно. Авторская анимация — прекрасный способ показать на экране самые безумные повороты мысли. Художественное кино бы никак не смогло обойтись без дорогостоящих спецэффектов, мультипликация же дешевле, хоть и очень трудоемка.

Факты биографии режиссер разбавляет сюрреалистическими сюжетами. Продавщица, торговавшая в начале фильма рыбой и отрезавшая головы еще живым водным жителям, к середине картины уже отрубает головы людям, которые так же беспомощно бултыхаются в огромной бочке. Огромные вороны доедают части тела. На экране появляется даже кот Бегемот, озвученный Даниэлем Ольбрыхским. В Лодзи и правда творится разная чертовщина. Михаилу Афанасьевичу некоторые ужасы даже и не снились. От Булгакова остаются крошечные следы. Так фрагментарно и субъективно выглядит «Мастер и Маргарита», если прочитать книгу лет этак 40 назад.

Как мы понимаем, детство Вильчинского пришлось на времена коммунистической Польши. Та реальность кажется ему максимально мрачной и неприветливой к человеку. Город погружен во тьму, никаких развлечений нет, летом можно съездить на море, а зимой люди словно бы впадают в спячку, выходя из дома только на работу и в магазин.

«Убей и уезжай из города» — кино сложно структурированное и петляющее между задумками польского аниматора. Некоторые образы получаются точными и универсальными, другие же остаются лишь обрывками, тенями подсознания. По таким правилам обычно работают сновидения.

Вильчинский не подводит итогов своей жизни, но это масштабный и очень личный фильм, с трудом поддающийся описанию. Картину пронизывают грусть, тоска по умершим близким людям, хотя сам режиссер в интервью уверяет, что не верит в смерть. Да, родственники и друзья уходят, но они живут в воображении художника. Пожалуй, чтобы лишний раз вспомнить и запечатлеть их, пока память не подводит, и создана эта анимационная лента. А уж зрителям решать, хотят ли они погружаться в чужие мысли или лучше разберутся со своими.

Изображения: https: //www.berlinale.de/media/filmstills/2020/encounters-2020/202007298_1_RWD_1780.jpg; https://www.berlinale.de/media/filmstills/2020/encounters-2020/202007298_5_RWD_1380.jpg; https://www.berlinale.de/media/filmstills/2020/encounters-2020/202007298_4_RWD_1780.jpg; https://www.berlinale.de/media/filmstills/2020/encounters-2020/202007298_3_ORG.jpg; https://www.berlinale.de/media/filmstills/2020/encounters-2020/202007298_2_RWD_1780.jpg.

3
Поделиться:

Максим Ершов

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии