Блокбастер из Припяти: рецензия на «Чернобыль» Данилы Козловского

 Блокбастер из Припяти: рецензия на «Чернобыль» Данилы Козловского

Данила Козловский по чуть-чуть практикуется в разных жанрах на посту режиссера. Конечно, все главные роли в своих фильмах он играет сам. Ничего страшного в этом нет – формула старая, опробованная еще Орсоном Уэллсом, Чарли Чаплином и Вуди Алленом. От себя самого и ждешь всегда большего, и объяснять ничего лишний раз не нужно.

Года три назад Данила превратился в футболиста Юрия Столешникова, который из-за досадной ошибки был вынужден работать в провинциальной команде. Речь о спортивной драме «Тренер», которая не стала открытием для фанатов спорта. Мы и так знали, что везде коррупция и плохие поля. Теперь Козловский замахнулся на одну из самых «черных» страниц в истории Советского Союза, которая сделала 26 апреля 1986 года днем национальной трагедии – аварию на Чернобыльской АЭС, унесшей слишком много жизней.

Козловский, конечно, выбрал не самое благодарное время для съемок. Его фильм выходит почти сразу после нашумевшего одноименного сериала Крейга Мейзина и Йохана Ренка от телеканала HBO. О нем еще до пандемии говорили буквально все. Зрители советовали сериал друг другу, критики хвалили, в Госдуме хотели запретить. Равнодушных не осталось.

Самое интересное заключалось в том, по какому пути пойдет Козловский. Он тоже займется детальным изучением трагедии, подготовив несколько десятков интересных персонажей? Снимет по-настоящему авторское кино, как Александр Миндадзе со своим великим «В субботу»? Выберет «нтв-шный» вариант, в котором во взрыве реактора оказались виноваты «враги из-за бугра»? Как мы знаем, этот сериал так и не вышел на ТВ, что, вероятно, и к лучшему. Как оказалось, у Козловского была своя собственная идея. Он запланировал блокбастер, который мощью и идеей должен был напоминать «Титаник». Так что теперь зовите режиссера Данила Кэмерон, он это заслужил.

Козловский на этот раз перевоплотился в Алексея Карпушина – красавца и настоящего героя, который работает в Припяти одним из начальников пожарной службы. Он лично видел, как собирается АЭС и знает все потаенные уголки станции. Помимо работы Карпушин любит разбивать женские сердца. Так и получилось с парикмахером Ольгой (Оксана Акиньшина). Вот только после страстного романа наш огнеборец пропал на 10 лет, а потом опять вернулся к Ольге с просьбой возобновить отношения.

За это время парикмахер успела стать матерью. Кстати, сын Лешка подозрительно напоминает самого Карпушина. Несмотря на то, что Ольга очевидно злится на своего бывшего ухажера, Карпушин все равно уговорил девушку уехать из Припяти в Киев, а потом на море, наслаждаться жизнью. Увы, но мечты и планы пришлось отложить. Страшный треск раскатился по всему городку, с неба посыпались мертвые птицы в лучших традициях Хичкока, а АЭС разбросала вокруг себя бесчисленное число пожарищ и смертоносную отраву.

Конечно, трагедию можно остановить. Для этого даже не надо долго думать и чего-то там рассуждать, как в американском сериале. Достаточно лишь нырнуть под реактор и повернуть неуступчивый вентиль. Тогда не только СССР, но и вся Европа будут спасены. Причем сделать это проще, чем спасти планету от астероида в «Армагеддоне» с Уиллисом и Аффлеком. Впрочем, Козловский намеренно идет против исторической правильности. Его волнуют не факты, а люди. Пусть этих личностей никогда и не существовало, режиссер вправе их оживить.

У Козловского на первом месте история любви, трагедия «маленьких людей» – мужчины и женщины – на фоне глобальной катастрофы. Если вы все еще думаете, что кино не похоже на «Титаник», то мы идем к вам. Пока Акиньшина льет слезы, а Карпушин делает пафосное лицо и обещает со всеми «договориться», Припять гибнет, людей вывозят на автобусах, болеют дети, домашних животных бросают на верную смерть. Все это почти полностью сбегает из кадра «Чернобыля». Отдельные сцены не позволяют оценить масштаб случившегося, даже сам город Козловский показать колоритно не смог. Получилась только атомная станция, но она и так была настоящей – съемки велись на АЭС в Курчатове (Курская область).

Козловский очень скромно попытался поискать виноватых в случившемся. По его задумке, за взрыв на станции отвечает «система», которую тут и так сравнивают с радиацией. «Она повсюду», – сказал один из персонажей фильма, очень похожий на Курильщика из «Секретных материалов» или на омолодившегося Дэвида Линча. Короче, социально-политическая структура СССР – корень всех бед. Ясно, понятно. Хорошо, что после развала Союза у нас в стране стало все идеально и катастроф больше не происходит.

Визуализировали «Чернобыль» мастерски. Отлично поработала оператор Ксения Середа, подобрав удачные кадры. Художники Тимур Шагиахмедов и Варя Авдюшко сумели придать всему вокруг яркий колорит 80-х годов, а разрушенная станция и вовсе выглядит пугающе правдоподобной. Композитор Олег Карпачев подготовил запоминающийся музыкальный ряд. Все детали крепко спаял Козловский, который пока не стал настоящим экспертом на режиссерском поприще, но точно знает, о чем хочет рассказывать свои истории. Качественная картина и хороший звук на фоне отсутствия дельного драматизма. Нет, напрячься все же придется, но больше из-за каких-то собственных представлений о трагедии в Чернобыле, чем от действий актеров и изысков режиссера.

Итог: «Чернобыль» стал первый крупным российским блокбастером 2021-го года, в котором лицо Козловского – главное оружие против скуки и бед. Актера камера обожает и показывает его со всех сторон. Да и режиссер к себе относится с явным уважением. Теперь ждем третий фильм Козловского фэнтези-триллер «Карамора» про царскую семью и вампиров. Угадаете, кто сыграет в нем главную роль? Угадали.

Изображения: gazeta.ru, kinoreporter.ru, sputnik.by, ria.ru

0
Поделиться:

Дмитрий Гинкель

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии