Бельмондо навсегда. Вспоминаем любимые фильмы народного артиста

 Бельмондо навсегда. Вспоминаем любимые фильмы народного артиста

Василий Троилов

«На последнем дыхании» (1960)

Для отечественного зрителя Бельмондо навсегда связан с образом блистательного Жосса Бомона — этакого французского Джейсона Борна, одержимого местью. Но мировая известность к нему пришла гораздо раньше, с выходом знакового фильма Жан-Люка Годара «На последнем дыхании».

«На последнем дыхании» стал одним из первых и главных произведений зарождающейся французской «Новой волны» и продемонстрировал две вещи: во-первых, что самая прекрасная женщина французского кино — как ни странно, американка Джин Сиберг, а во-вторых — что в этом самом французском кино появился новый Актер. Который тоже умудряется выглядеть красивым, несмотря на известную схожесть своего лица с печеной картофелиной.

Слегка карикатурная любовь героя Бельмондо к фильмам нуар-стилистики (и лично Хэмфри Богарту) позволяет Годару оперировать методами еще толком не освоенного постмодернизма. В итоге «На последнем дыхании» умудряется иронизировать над штампами нуар-кино, не скатываясь в примитивный стеб и оставаясь, по большому счету, трагедией — более глубокой французской версией «Бунтаря без причины». Хотя герой Джеймса Дина в «Бунтаре» — классический кинообраз, но Мишель Пуаккар в исполнении Бельмондо выглядит более живым — то ли несмотря на элементы пародии, то ли благодаря им.  Вы только посмотрите, как он там курит: в кино, в автобусе, за столом, в постели с любимой, во время полицейской погони…

А когда одна сигарета заканчивается — прикуривает от нее следующую.

Максим Гареев

«Профессионал» (1981)

Некрологи порой могут вызвать несказанное удивление. Много статей вышло после смерти Жан-Поля Бельмондо, и сразу в нескольких легендарный «Профессионал» был назван в лучшем случае простым боевиком, а в худшем — «кинематографической поделкой». Дело вкуса, и об этом, конечно, не спорят. К жанровому кино давно относятся снисходительно, да и Жорж Лотнер — при всем почтении не Жан-Пьер Мельвиль, у которого Бельмондо, как мы помним, тоже снимался. Но этот фильм никак не заслуживает таких определений.

«Профессионал» неумолимо цепляет и отсутствием штампов, и абсолютно гениальной музыкой Эннио Морриконе, возвышающей этот «простой боевик» до какой-нибудь древнегреческой трагедии. И, конечно же, фигурой самого Бельмондо. Даже не менее великий Делон, его давний большой друг, так не сыграл бы эту роль, как Бебель. Против такого магнетизма, обаяния, харизмы и шарма на другую чашу весов совершенно нечего поставить. Только Бельмондо мог так привнести в этот образ едва уловимые нотки трагизма и обреченности, без единой доли фальши. И только с ним можно было снять один из самых запоминающихся финалов в истории кино, который никого не оставит равнодушным.

Павел Хрусталев

«Безумный Пьеро» (1965)

Из всего французского кино больше всего я люблю фильмы Франсуа Трюффо, первую часть «Такси» и сцену из «Фантомаса», в которой герой Луи де Фюнеса ничего не слышит ночью, потому что использует беруши. Но текст про дорогого Жан-Поля, который у Трюффо снялся лишь один раз, и не в самом лучшем фильме («Сирена с «Миссисипи»). Детские воспоминания о «Профессионале» сократились преимущественно до великого саундтрека, а «На последнем дыхании» настолько классический уже фильм, что о нем и писать как-то страшно.

«Безумный Пьеро» тоже классика, но классика всегда современная и снятая как будто бы вчера. Да не только вчера, но даже и завтра – если бы «Безумного Пьеро» не снял Годар больше пятидесяти лет назад, то его мог бы снять через пару лет Квентин Тарантино (хотя никакого Тарантино без Годара и не было бы). Несмотря на мою тягу к камерному кино и фильмам, где первичен сценарий, иногда нужно помнить, что кинематограф – это отдельное искусство, а не придаток литературы. Если вы в этом еще сомневаетесь, то посмотрите фильм из подзаголовка. Здесь, конечно, что-то говорят (и много), и сюжет какой-никакой присутствует, но абсолютно все передается через визуальный ряд. Снято все настолько ярко, насколько это возможно, а каждый цвет и даже каждый оттенок несет в себе какой-то особый смысл.

Герой Бельмондо здесь проходит уникальную трансформацию от приличного семьянина до совершенно отмороженного парня с пистолетом и раскрашенным строительной краской лицом. Самое уникальное в этой трансформации то, что она вроде бы проходит на наших глазах, но мы ее не замечаем, фиксируя лишь результат. Не готов сказать, что у Бельмондо здесь главная роль, несмотря на то что «безумный Пьеро» – это он и есть. Слишком сильно именно здесь его оттеняет великолепная Анна Карина, и во многом именно она является центральной фигурой фильма, время от времени представая в ролях демона-искусителя, непорочной Евы и глуповатой поклонницы старых голливудских комедий. Бельмондо красиво курит, красиво читает вслух умные книги, красиво боксирует и красиво делает еще кое-что яркое, но обойдусь без спойлеров.

Алексей Буланенко

«Уик-энд в Зюйдкоте» (1964)

«Уик-энд в Зюйдкоте» – лучшее, что французы могли снять о своем участии во Второй мировой. Здесь нет бездействия французской армии в 39-м, названного после «странной войной», но показанная в фильме война может в полном смысле этого слова называться странной. Герои совершают моральный выбор, ведут философские беседы и пытаются раздобыть еду в состоянии всеобщей неразберихи. Вояка тут один на весь фильм – и он совершенно карикатурного вида. Зато готов разить немцев на земле и воздухе.

Бельмондо же играет человека не до конца определившегося, казалось бы, но стремящегося всеми силами попасть на английский корабль, чтобы эвакуироваться с союзниками. Он готов выдать себя за другого, продемонстрировать знание футбольных терминов и собрать как можно больше печатей («до чего же вы, французы, любите печати») лишь бы оказаться на спасительном судне. Все рушится, когда он сталкивается с женщиной в беде, ради спасения которой ему приходится убить. Сложная моральная дилемма и случайность (или судьба) решают исход истории.

Юлия Амосова

«Человек и его собака» (2008)

После перенесенного инсульта Бельмондо 10 лет не появился на экранах, и «Человек и его собака» в 2008 году стал настоящим кинематографическим событием. Старик Шарль (Жан-Поль Бельмондо играл практически самого себя, и ему, и главному герою далеко за 70) вдруг оказывается за дверью, на улице с единственным другом, который не способен на предательство, – псом. Герой решительно настроен уйти из жизни и забыть обо всех проблемах под колесами поезда. Но собаке эта идея не нравится.

Назвать фильм динамичным можно едва ли. Некоторые точно посчитают его скучным. Более того, в финале режиссер оставляет много вопросов без ответов. Однако это драма в лучшем проявлении жанра. И Бельмондо в роли, которая оказалась пророческой, очень хорош (несмотря на возраст, перенесенную болезнь и махинации с нижней челюстью). Ну а теперь «Человек и его собака» – история об угасании чьей-то жизни – смотрится по-другому.

Изображения: livejournal.com, chitalnya.ru, imgzona.video, yuga.ru, smartfacts.ru, smartfacts.ru, cdnvideo.ru

0
Поделиться:

Павел Хрусталев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии