7 лучших фильмов Вуди Аллена без участия Вуди Аллена

 7 лучших фильмов Вуди Аллена без участия Вуди Аллена

Всеобщему любимцу и врагу Голливуда Вуди Аллену давеча тут стукнуло очень много лет. 85 – совершенно немыслимый возраст для человека, который думал о смерти еще пятьдесят лет назад и всегда выглядел так, будто он и сам немало удивлен тому, что так надолго задержался на этом свете. Тем не менее, у старины в очках и с заиканием большой юбилей, а это очевидный повод посвятить ему какой-нибудь контент.

Но что можно написать про фильмы Вуди? Как обычно, похвалить «Энни Холл» и «Манхэттен», рассказать о его неврозах и проблемах с женщинами, вспомнить темнокожего офицера из «Любви и смерти», восхититься разными анимационными вставками и стенд-ап поворотами. Это даже звучит скучновато, а в письменном виде будет выглядеть и вовсе невыносимо.

Решено было сделать вот что. Как известно, почти в каждом фильме Вуди Аллена есть персонаж Вуди Аллена – интеллектуального невротика, который копается в своей жизни с помощью юмористического совочка, почти никогда не приходя ни к какому однозначному ответу. Иногда, особенно в последнее время, случалось так, что Вуди Аллен либо не находил себе роли, либо считал, что кто-то другой справится с ролью Вуди Аллена лучше него самого. Нет смысла скрывать, что Вуди Аллен – довольно посредственный актер, но гениальный режиссер, поэтому его фильмы без его участия всегда смотрятся с особым интересом. Рейтинг именно таких фильмов и предлагается вашему вниманию.

7. «Пули над Бродвеем» / Bullets over Broadway, 1994

Этот фильм вышел, вероятно, в величайший год в истории кино. «Криминальное чтиво», «Форрест Гамп», «Побег из Шоушенка», «Леон», «Эд Вуд», «Интервью с вампиром», «Правдивая ложь», «Маска». «Утомленные солнцем»! А у нас вот «Пули над Бродвеем». Хорошее ли это кино? Да. Запомнится ли оно вам чем-то после просмотра, оставило ли оно какой-либо след в истории? Едва ли. Разве что прекрасный одухотворенный мафиози в исполнении Чазза Пальминтери, который играет по правилам гангстера, но тонко чувствует искусство.

Есть ощущение, что этот фильм задумывался как некий ответ братьям Коэн и их «Бартону Финку». Вероятно, Вуди Аллен воспринял этот фильм как нечто личное – «and I took it personally», как говорил Майкл Джордан в недавнем документальном фильме. Как же так, кто-то снял великий фильм про невротика – театрального сценариста из Нью-Йорка, который в ходе своей безудержной рефлексии уезжает в Голливуд и, кажется, слегка сходит с ума.

Нужен, понятно, ответ. В «Бартоне Финке» речь шла о начале 1940-х годов, значит, нужно выбрать другой временной период – возьмем вот Великую Депрессию. Главный герой, понятно, тоже невротик, тоже живущий в Нью-Йорке, и тоже типичный Вуди Аллен. Только Джон Кьюсак, который даже внешне похож на Джона Туртурро из «Бартона Финка». Получилось смешно, мило, такой вот фильм, который из фильма стал способом хорошо провести вечер за чашкой кофе, укутавшись в теплый плед. Все вроде бы правильно и интересно, но не уверен, что все, кто смотрел это кино, сразу вспомнят его сюжет.

6. «Светская жизнь» / Café Society, 2016

Здесь Вуди Аллена играет Джесси Айзенберг, и делает это прекрасно в силу своих актерских ужимок, да и просто в силу внешности вечного школьника-задрота. Прекрасен и дуэт Айзенберга с Кристен Стюарт, который я нежно люблю еще со времен «Парка культуры и отдыха», хотя у большинства зрителей к этой парочке отношение несколько иное (и пусть).

Проблема этого фильма как раз в том, что при всем великолепии дуэта главных героев, остальное все выглядит как-то не слишком монолитно. Великий монтаж момента, когда Айзеберг-Аллен узнает о том, что Кристен-то встречается с его дядей (Стивом Каррелом), стал главным событием фильма. В остальном это очень милая и стильная история в духе Вуди Аллена о том, что в жизни желания не всегда совпадают с возможностями. Хотя, вероятно, снимал он это кино во многом ради того, чтобы в кадре звучали фамилии героев забытого голливудского прошлого вроде Валентино, Селзника и прочих.

5. «Матч Пойнт» / Match Point, 2005

Здесь Вуди Аллена нет кадре ни в каком обличье, зато есть аллюзии на «Преступление и наказание» (очевидные) и на фильмы Хичкока, который любил вводить в сценарий теннисистов, бывших и действующих. В «Незнакомцах в поезде» ведь тоже речь шла о том, что убивать как бы нельзя, но вообще-то можно, а если подумать, то и наказания за это никакого не будет. Или будет?

Триллер, короче говоря, достойный. Очень много нелогичных моментов, вроде того, почему главный герой, будучи столь успешным теннисистом, не может устроиться в жизни, но это не столь важно. А важно то, что Вуди Аллен в лице Скарлетт Йоханссон нашел себе музу на несколько лет вперед.

4. «Дождливый день в Нью-Йорке» / A Rainy Day in New York, 2019

«Дождливый день в Нью-Йорке» – это чудо, которое мы едва ли заслужили.

Американцы ополчились на бедного Вуди, актеры открещиваются от своих ролей в его фильмах, конъюнктурный Amazon вытягивает из кармана многомиллионную фигу, а прокат этого фильма в США и вовсе отсутствовал. Фильма нет – зато есть свобода слова, так тоже бывает. Вуди им всем отомстил, в его новой картине все, что связано с Голливудом, – порочно, инфантильно и отвратительно. Какая уж там мечта, бежать бы поскорее от этих похотливых бородатых детей в дорогих костюмах.

Очередная ода дождливому Нью-Йорку как противопоставлению потному Эл Эю, наглядная демонстрация того, что магия кино все еще существует, но все как-то больше в любительских работах студентов. Главный герой – чудо, курит с помощью мундштука, знает Ортегу-и-Гассета, разносит всех в покер вслепую. Временные рамки как всегда отсутствуют. Персонажи фильма, причём не только интеллектуалы, делают отсылки исключительно к фильмам 40-х и 50-х годов (есть даже упоминание любимого «Из прошлого» с Робертом Митчумом!), а после этого достают из кармана противно звенящий заводской мелодией Айфон.

Вуди Аллен вроде бы всего лишь снял свой обычный милый фильм – но вместе с тем создал ироничную версию «Бульвара Сансет», отсылки к которому, кстати, тоже есть. Возможно, он и классик позавчерашнего дня, но когда он закончит снимать фильмы, в день завтрашний смотреть мы будем совсем иначе. Надеюсь, мы ещё увидимся ровно в шесть часов в Центральном парке под дождём, я буду ждать.

3. «Полночь в Париже» / Midnight in Paris, 2011

Так как это поздний фильм Вуди Аллена, в приличном высоколобом обществе киноведов его не принято называть классикой. Мол, это уже тот период, когда старик превратился в попугая, который повторяет то, что говорил в молодости.

Только вот пройдет время – и «Полночь в Париже» будет Золотым веком для нового поколения киноманов. Здесь есть все, а когда начинает казаться, будто чего-то все же не хватает, появляется волшебная Марион Котийяр и затмевает решительно всех. В роли Вуди Аллена здесь неочевидный Оуэн Уилсон, и кто бы мог знать, что он будет так хорош.

Отдельно этот фильм нужно смотреть тем, кто интересуется культурой 20-х годов прошлого века. Если узнаете всех, кого зашифровал Вуди, получите зачетку с пятерками.

2. «Интерьеры» / Interiors, 1978

Если вы смотрели все фильмы Вуди Аллена, но не смотрели «Интерьеры», то вы смотрели все фильмы Вуди Аллена. Причина парадокса проста – этот фильм снимал не Вуди Аллен, а Ингмар Бергман, а потом просто подарил его своему американскому фанату в стиле «бери, мол, не жалко, такого добра у меня хватает».

Не знаю, как Вуди это снял. Где он достал эту пронзительность, эту невыносимую тоску и слезы по углам, и за какими занавесками он спрятал привычный юмор. Драма драмовна, самая хрестоматийная, семейная и великая.

1. «Пурпурная роза Каира» / The Purple Rose of Cairo, 1985

Сколько бы ни были величественны «Интерьеры», «Пурпурная роза Каира» всегда будет лучшим фильмом Вуди Аллена. Лучше снять, наверное, просто нельзя. Пробить четвертую стену не штука, Вуди и раньше делал это с большой охотой, пусть и с меньшим изяществом. А вот пробить все рамки, за которыми прячутся наши души и чувства – это настоящий подвиг.

Великая Депрессия, девушка, взяв только сны, грезы и детскую мечту, пытается убежать от пугающей действительности. Попытка побега предпринимается, разумеется, в кинотеатре, главном пристанище разбитых сердец и потерянных судеб. Кино неожиданно тоже начинает движение навстречу девушке, их общая романтика невинна и наивна, но реальность все же убивает зеркальную сказку. После этого выход только один – снова надеяться на чудо. По большому счету, это все, что нам остается во все времена.

Фото – https://i.pinimg.com/originals/68/e9/9c/68e99c33d7bf76c9c674300b946a3371.jpg, https://howardforfilm.files.wordpress.com/2016/09/cafe-society.jpg, https://a.ltrbxd.com/resized/sm/upload/km/zv/b1/09/match-point-1200-1200-675-675-crop-000000.jpg?k=0a05d8b243, https://static.standard.co.uk/s3fs-public/thumbnails/image/2020/06/05/10/a-rainy-day-in-new-york.jpeg, https://images.squarespace-cdn.com/content/59e512ddf43b55c29c71b996/1546283596468-FDKVEGUTWPKP2LX20JCQ/midnightinparis1.jpg?format=1500w&content-type=image%2Fjpeg, https://blog.sevenponds.com/wp-content/uploads/2014/11/grenada.png, https://so-s.nflximg.net/soa2/922/1012210922.jpg

3
Поделиться:

Павел Хрусталев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии