«Я календарь переверну…»: рецензия на фильм «Довод»

 «Я календарь переверну…»: рецензия на фильм «Довод»

Некий спецназовец-спецслужбист (Джон Дэвид Вашингтон) участвует в операции по освобождению заложников в Киевском оперном театре. При этом его самого захватывают неизвестные и пытают, однако он успевает воспользоваться ядом, никого не выдав. Но цианид оказался ненастоящим, так что вместо смерти главного героя ждет работа на таинственную организацию и новое задание. Цель — предотвращение грядущего апокалипсиса, который решил устроить зловещий русский олигарх Андрей Сатор (Кеннет Брана). Бизнесмен завладел технологией из будущего, позволяющей инвертировать энтропию предметов вспять, так что для выполнения своей задачи нашему Протагонисту вместе с загадочным британским спецагентом Нилом (Роберт Паттинсон) придется путешествовать по всему миру и во времени, сталкиваясь при этом с такими безумными вещами, что их и не нужно даже пытаться понять — лучше почувствовать.

Пожалуй, со времен «Темного рыцаря» еще ни одна работа Кристофера Нолана не вызывала такой ажиотаж, как эта. В связи с пандемией коронавируса именно на «Довод» — почти в точности, как и на его главных героев — легла ответственная задача по спасению мирового кинотеатрального проката после постепенного выхода из карантина. С этой миссией проблем вроде бы не возникло, поскольку вплоть до выхода очередного фильма о приключениях Джеймса Бонда блокбастеров схожего масштаба мы не увидим, но вот художественные особенности породили споры и вызвали огромное количество вопросов.

Нолан смешал шпионский экшн с научной фантастикой в таких пропорциях, что от этого коктейля можно получить либо ни с чем не сравнимое удовольствие, либо жуткое похмелье — в зависимости от особенностей восприятия. Запутанный сюжет с массой поворотов автор снабдил практически безостановочным действием, благодаря чему просмотр «Довода» с первых же секунд напоминает поездку на американских горках. Многие просто не захотели вникать во все перипетии, и даже оскорбились тем, что им толком ничего не объясняют, списали все на капитальные недостатки сценария, попутно зачем-то еще поругав занятых в картине артистов и обвинив композитора картины Людвига Йоранссона в подражании столь привычному по другим фильмам Нолана маэстро Хансу Циммеру.

Но если последовать данному главному герою совету («Не пытайся понять — почувствуй»), то все со временем обязательно встает на свои места. Это абсолютно уникальный авторский и формалистский эксперимент, тщательно замаскированный под блокбастер, фильм-квест, фильм-загадка. Нолан не стал утяжелять повествование особенностями личностей персонажей, раскрыв чуть более полно разве что образ главного злодея (для понимания его мотивации) — чтобы пройти этот квест, нам не нужны никакие лишние детали, включая даже имя главного героя. Вместе с Протагонистом мы преодолеваем все испытания на его пути, и ради такого эффекта присутствия не нужно 3D, противником которого, как известно, является режиссер.

При этом персонажи в фильме получились колоритными и запоминающимися. И все благодаря обаянию актеров. Джон Дэвид Вашингтон вполне неплохо сыграл Протагониста, Роберт Паттинсон еще лучше выглядел в роли его соратника — ироничный, стильный и харизматичный (на мой взгляд, это весомая заявка на место нового Джеймса Бонда), достойную партию им составила Элизабет Дебики, великий сэр Майкл Кейн бьет наповал даже не вставая из-за стола, не затерялся в такой компании наш Юрий Колокольников, да и Аарона Тейлора-Джонсона не сразу можно узнать в образе крутого спецназовца.

Но всех их переплюнул блистательный Кеннет Брана. Знаменитый британский актер и режиссер сыграл, возможно, свою лучшую за последнее время роль — его главный злодей, удерживающий, помимо всего прочего, рядом с собой силой и шантажом несчастную жену, по-настоящему впечатляет и пугает, а пресловутый русский акцент не вызывает и тени улыбки. К тому же вряд ли вы еще найдете антагониста, которому нельзя давать умереть, потому что… Впрочем, избежим спойлеров.

Фото: www.nme.com / https://www.nme.com/news/film/uk-cinemas-coronavirus-reopen-mid-july-tenet-2659965

Так или иначе, «Довод» обязательно нужно посмотреть на максимально большом экране и с наилучшим качеством звука. Нолан вместе с одним из лучших операторов современности Хойте Ван Хойтема снова смог нас удивить — даже бегущие задом наперед волны выглядят завораживающе, не говоря уже о масштабных и разнообразных экшн-сценах, во время съемок которых даже пресловутый эффект инверсии зачастую создавали вживую, без использования цифровых эффектов. Прыжки на высотку, драки, погони и перестрелки сделаны на высочайшем уровне, а в сочетании с пульсирующим эмбиентом Йоранссона (напоминающим, скорее, работы Клиффа Мартинеса, но никак не Циммера) это все может произвести сокрушительное впечатление.

Забавно, и в чем-то даже символично, что картина вышла в прокат в России именно 3 сентября — дату, с которой у нас связано до сих пор самое известное музыкальное произведение об инверсии времени. Так что вряд ли тут можно избежать шуток о переворачивании календаря, как никогда прежде выглядящих уместными, особенно в этом странном и безумном 2020-м году. Но если серьезно — ради этого фильма на самом деле стоит вернуться в кинотеатр после такой долгой паузы. Вряд ли за время карантина вы могли испытать такое же воздействие магии кино, потому что дома это практически невозможно. Просто попытайтесь правильно воспринять и почувствовать «Довод» — поверьте, он может вас поразить.

Фото: take.com.pt / https://take.com.pt/wp-content/uploads/2020/08/ChristopherNolan-TenetMovie-2020.jpg

3
Поделиться:

Максим Гареев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии