Нью-Йорк – Берлин: рецензия на сериал «Неортодоксальная»

 Нью-Йорк – Берлин: рецензия на сериал «Неортодоксальная»

Мы уже давно привыкли, когда нам показывают американских евреев (да и не только американских), что это веселые кучерявые люди, которые кипу надевают только в синагогу, смешно шутят, громко кричат «мазаль тов» (по поводу и без) и цинично обсуждают свои же традиции, стоя на службе в синагоге. Это семьи из «Удивительной миссис Мейзел», члены которых кидают друг в друга остроты и нескончаемые милые колкости, суетливые герои Вуди Аллена, или безобидные персонажи, созданные Чаком Лорри в своих ситкомах.

Тут-то и появился сериал «Неортодоксальная» – про совсем других иудеев, как раз ортодоксальных, даже больше (хуже?) – ультраортодоксальных (если есть еще усиливающие приставки к слову «ортодоксальный», то, уверен, тоже подойдут).

Эсти (Шира Хаас) живет в Нью-Йорке с мужем и состоит (или принадлежит) такой вот хасидской общине. Они соблюдают все обряды, живут исключительно по религиозным правилам и вообще у них там та еще атмосферка. Особенно не везет женщинам, точнее, тем женщинам, которые понимают, что им не повезло. Эсти, которая выходит замуж по указке, с удивлением узнает, что у нее есть первичные половые признаки только перед свадьбой, а впоследствии должна рожать детей желательно раз в неделю. Надо отметить, что другие женщины в общине с удовольствием берут на себя должность инкубатора, поэтому бездетная Эсти выглядит для них чужеродным телом.

И Эсти бежит. Бежит далеко – из Нью-Йорка в Берлин. Она бежит от этих людей, свихнувшихся на устаревших традициях, бежит от своего странноватого отца, от мягкотелого мужа, от своры других жен, которые приняли свое место. Берлин выбран не случайно – ведь там живет мать Эсти, точно такая же, не вписавшаяся в мир ортодоксов, еврейка, тоже сбежавшая от них в свободный мир.

По поводу Берлина и того, что олицетворяет Германия, в сериале будет много вистов. Ведь для ортодоксальных евреев это еще более сложная тема, которую не раз успеют (хотя и достаточно вкрадчиво) поднять в «Неортодоксальной».

Это экранизация автобиографического романа 2012 года «Неортодоксальная: скандальный отказ от моих хасидских корней», написанного Деборой Фельдман. Писательница прошла точно такой же путь от традиций к свободе, конечно, с отличиями от экранных образов, но в целом история и ее главная идея в сериале сохранены. Дебора, как и Эсти, не получила обычного американского образования, ей не разрешалось ходить в библиотеку, а книги приходилось прятать под матрасом, но это все лишь часть того, что теряет женщина в ортодоксальном обществе.

После первого романа, который стал бестселлером, Фельдман успела написать еще одну книгу, тоже хорошо принятую немецкими критиками, и стала частой гостьей на ток-шоу и героем документального фильма. Хоть хасидская община и критикует ее роман, даже запустив свой блог «Разоблачение Деборы Фельдман», сама писательница не отказывается от своей веры, гордясь собственным происхождением.

И это важный момент в самом сериале. В «Неортодоксальной» создатели не пытаются оценить религию. Как бы парадоксально это ни было, про саму веру в сериале говорят очень мало. В нем пытаются заметить женщин в мире, где они сами себя не замечают. Показать, что шанс на настоящую жизнь есть всегда.

В сериале хороша подача материала, то, как показана абсолютная обыденность происходящего – нет ощущения, что это драма ради драмы. Потерянная девочка, для которой соседняя улица – незнакомый мир, мчит на другой край земли, чтобы там попытаться зажить по-новому (или даже просто – зажить). Ортодоксальность не вычурна, не показана прямолинейным нагромождением фактов, чтобы оглушить зрителя традициями и атрибутами. Зачастую замечать всякие мелочи в сериалах интересно и приятно, в «Ортодоксальной» этого нет – во всех нюансах чувствуешь антипатию к каждому обычаю религиозного общества.

Израильские актеры, составляющие основной костяк каста, органичны в своих ролях и дают этим сериалу особенную чувственность. Шира Хаас отличается внешностью от своего прототипа, но представляя своего персонажа, она все равно делает его жизненным и максимально реальным, как и Амит Рахав, играющий мужа беглянки. До этого актер не имел большого опыта, но в «Неортодоксальной» его персонаж сделан сложным, ярким и запоминающимся, человеком, которому сложно сделать выбор между любовью и традициями.

Основная претензия к сериалу – хронометраж, который сначала кажется очень щадящим, но на деле четыре часовые серии могли бы стать более смотрибельными в формате одного полнометражного фильма. Это можно применить к большинству сериалов, но именно «Неортодоксальной» формат не позволяет перейти на ступень выше, а сейчас сериал, хоть и хорош, но застревает в нишевости – история актуальная и звонкая, но вполне забываемая.

Может это проблема «нетфликсовости» и уже привычной стерильности, по которой узнаются сериалы сервиса. На кабельном канале «Неортодоксальная» могла стать жестче и болезненнее. Был бы от этого сериал лучше – неизвестно, но он точно не затерялся бы в памяти, как, скорее всего, случится с этой историей.

Фото: imdb.com / https://www.imdb.com/title/tt9815454/mediaviewer/rm896056321

2
Поделиться:

Максим Чкония

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии