Миллион alien роз. Рецензия на фильм «Спутник»

 Миллион alien роз. Рецензия на фильм «Спутник»

kinopoisk.ru

СССР. 1983 год. Двое советских космонавтов при подлете к Земле переживают непонятную атаку, в которой точно произошло что-то плохое, а вот что – непонятно. Так или иначе, в результате аварийной посадки корабля выживает один пилот — Константин Вешняков (Петр Федоров). Он стремительно восстановился от полученных травм и выглядит вполне здоровым, но домой его отпускать не спешат. Вместо этого Героя Советского Союза помещают в закрытую лабораторию в Казахстане, неподалеку от места приземления корабля, где за его поведением наблюдают 24 часа в сутки. Полковник КГБ Семирадов (как всегда серьезный и решительный Федор Бондарчук) и доктор Ригель (трусоватый Антон Васильев в очках) — единственные, кто знают, что происходит на самом деле.

Семирадов привозит из Москвы врача-нейрофизиолога Татьяну (Оксана Акиньшина). Только что она спасла жизнь мальчику, когда другие доктора испугались и спасовали, и именно ее смелость и уверенность в своих силах привлекают спецслужбиста.

Тем временем, Герою Советского Союза откровенно нехорошо. Все бы ничего, но по ночам из космонавта выползает склизкий монстр, питающийся страхом людей. Пришелец и Вешняков образовали симбиотическую связь – вроде Венома, только без Тома Харди и черного юмора. Если убить одного, погибнет и другой. На первом этапе работники научного центра всеми силами пытаются сохранить жизнь мужчины, но вообще готовы им и пожертвовать в случае необходимости. Ведь неизвестно, что случится, если невиданное и неизученное существо окажется на свободе – на то оно невиданное и неизученное.

«Спутник» — дебют режиссера Егора Абраменко, выросший из его короткометражного фильма под названием «Пассажир» (кстати, сценарий к нему писал Роман Волобуев). Продюсером же того десятиминутного фильма был Илья Стюарт, известный по длительному сотрудничеству с Кириллом Серебренниковым. В случае с полным метром к нему добавился сам Федор Бондарчук, а одно это уже означает полную смену статуса и масштаба проекта, так что «Спутник» — большой российский проект и по именам, и по замаху.

При этом фильм Абраменко не пошел по пути типичных патриотических блокбастеров, придумав несколько новое направление развития. Не секрет, что отечественные режиссеры очень любят обращаться к славному прошлому, озаренному победами в спорте и достижениями в борьбе за космос («Движение вверх», «Легенда №17», «Салют-7», «Время первых» и не только). В них рисуется радужный портрет Советского Союза, по которому просто нельзя не ностальгировать. На экране он выглядит ярко и задорно, люди счастливые, а успехи общие и небывалые. При этом нес совсем ясно, почему с теми же вводными данными не удается снимать патриотическое кино про нынешнее время, но этому вопросу лучше всего придать статус риторического, а то Алексей Пиманов наверняка начнет на него отвечать.  

Мир «Спутника» — мир серых и приглушенных тонов. Длинные лабораторные коридоры, замкнутые пространства и ощущение внутренней несвободы. Сам СССР показан через угрюмые лица людей в форме или в погонах. Кукла-неваляшка и песня Аллы Пугачевой — единственные атрибуты, которые вносят тепло и свет в эти холодные пространства. Оттого еще более удивительно, что весь сюжет картины порожден желанием сохранить жизнь космонавта Вешнякова. Такие вещи в российском кино обычно не проговариваются, ведь всего лишь один человек. Чего стоит его жизнь в сравнении с целями государства? Обычно наш кинопатриотизм пропагандирует именно такие ценности, но «Спутник» идет по пути голливудских аналогов, перенося на советские реалии известную историю Стивена Спилберга о спасении военного не самого высокого звания.

Татьяна, о которой уже немного было сказано выше, – единственный женский персонаж в мужском мире высоких достижений. При этом в фильме есть место и столь важному для нашего времени феминизму, потому что только у Татьяны и хватает смелости мыслить нестандартно, принимать ответственные решения, одновременно заботясь о космонавте-герое. Ее гуманизм, решительность и представление о человеческой жизни как высшей ценности откровенно удивляют. Трудно сказать, как из показанной советской реальности проросли такие побеги. «Спутник», к сожалению, грешит некоторой шаблонностью персонажей. Роли перевернуты (например, герой СССР оказывается жертвой, чья судьба находится не в его руках, а активно действует девушка-врач), но им все равно не хватает глубины. Но, может быть, от блокбастеров и не стоит требовать проработанности психологического портрета персонажей?

Подавляющая часть действия фильм происходит на Земле, а не в космосе. Межзвездное пространство выступает в качестве источника неизведанных опасностей. Это не научная фантастика о героическом покорении Луны или Марса, а фантастика массовая – о нежелательном столкновении с пришельцами и последствиями такого столкновения. Здесь нет места романтическим представлениям о высокоразвитых и миролюбивых обитателях других планет, авторы предлагают нам мрачную альтернативу. В этом смысле «Спутник» можно назвать последователем шедевра Ридли Скотта «Чужой», который был снят уже более сорок лет назад, когда стали угасать всеобщие восторги от покорения Луны и открытия новых горизонтов.

«Спутник» с успехом идет в зарубежных онлайн-кинотеатрах, получает положительные отзывы от иностранных критиков, и это вполне объяснимо. Создатели картины понимали, что с Голливудом и их огромными бюджетами конкурировать нет никакого смысла, а потому фильм хорош именно как недорогой и по-своему обаятельный ретро sci-fi. К сожалению, Абраменко и сценаристы больше интересуются космосом и жутким монстром, чем живыми людьми, нарушая одну из главных заповедей Андрея Арсеньича («человеку не нужен космос, человеку нужен человек»), но это простительно. О фантастических, немного надуманных проблемах и парадоксах говорить проще, чем об актуальной реальности. Возможно, не сейчас и не через пять лет все же настанет счастливый день, когда российские авторы перестанут выбирать истории про давно исчезнувшее государство в качестве подушки безопасности, но пока оцениваем то, что есть.

Фото: kinopoisk.ru / https://www.kinopoisk.ru/picture/3418836/

0
Поделиться:

Максим Ершов

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии