Лучше извинись. Рецензия на фильм «Неистовый»

 Лучше извинись. Рецензия на фильм «Неистовый»

«Неистовый» — один из фильмов-первопроходцев в российских кинотеатрах после затяжного перерыва, который был вызван COVID-19. Этот фильм сродни уколу-вакцине, в которой смешались анаболики и адреналин, что точно поможет выйти из кинокомы в самом оперативном порядке.

С первых кадров Рассел Кроу предстает во всей красе. Сидя за рулем своей машины, он смотрит, как догорает спичка, а затем берет молоток, врывается в дом и устраивает кровавое месиво. На следующее утро почувствовавший свою силу психопат движется по дороге на видавшем виды пикапе и мешает проехать матери-одиночке Рэйчел, у которой день тоже не задался. Она не успевает отвезти сына в школу и буквально набрасывается на Кроу с криками, озвучивая хэштег #яжемать. Суровый бородач свою ошибку признает и просит лишь одного — извиниться. Вот только Рэйчел делать этого категорически не собирается. От искры разгорается пламя гнева, и не получивший извинения мужчина становится заголовком фильма, то есть, неистовым, начиная издеваться над девушкой и ее знакомыми.

Главная фишка «Неистового», что не так уж и сложно понять по трейлеру, — это изрядно раздобревший Рассел Кроу, который теперь превратился с нечто среднее между лесорубом и Питером Гриффином из известного мультсериала. За минувшие три года австралиец заметно поднабрал. Еще в провальной «Мумии» он смотрелся вполне себе спортивно, но успел солидно пополнить запас лишних килограммов от «Стертой личности» до «Самого громкого голоса в комнате». В «Неистовом» Кроу буквально сносит все и вся на своем пути, и дополнительный вес лишь делает его еще более устрашающим.

Чего от нас хочет режиссер Деррик Борте («Семейка Джонсонов» и «Лондон-Таун»)? Он предлагает болеть не за женщину, которая вынуждена сражаться с настоящим маньяком, а за самого убийцу. Странная система ценностей, которая катком проходится по всем этическим установкам, принятым в нашем цивилизованном и немного пластмассовом веке. Борте самым грубым и жестоким образом уничтожает зону комфорта «людей-снежинок», заставляя всех чувствовать себя неуютно, ведь дом больше не может быть крепостью, защищающей от разъяренного Кроу. Вот это удар в самую цель.

Поэтому Борте сделал и персонажа Карен Писториус («Свет в океане», «Хроники хищных городов») столь шаблонным. Да, Рэйчел приходится нелегко, но она лишь расплачивается за свой маленький грешок — гнев, который вызвал еще большую волну негодования. Ведь можно было просто сказать «извини».

Еще один увесистый камень в огород всего современного общества (не только американского) — одержимость людей технологиями и социальными сетями. Так уж вышло, что маньяк смог заполучить телефон Рэйчел. Теперь он с помощью пары кнопок узнает о ней все — сын, развод, адвокат, брат, приехавший погостить, банковские счета – Кроу рвет и мечет, ведь у него уже нет никаких преград, они стерты с помощью цифрового следа.

Пришло время выяснить, чего именно мы ждем от «Неистового». С одной стороны, это может быть «Дуэль» Стивена Спилберга — почти техногенный ужас по рассказу Ричарда Мэтисона, успех которого помог будущему автору «Списка Шиндлера» начать карьеру режиссера. С другой – это может быть «Попутчик» Роберта Хармона, в котором Рутгер Хауэр стирает десятки людей с лица земли, гоняясь за подростком, который просто согласился его подвезти. В обоих случаях налицо первобытная жестокость без объяснения причин. Зло в первозданном виде, но «Неистовый» далек от подобных проявлений.

Борте удивительно логичен во всем, что он показывает на экране. Его «Неистовый» стал таким из-за пресловутой «американской мечты». Недаром же Рэйчел, везя сына на учебу, удивляется количеству машин на дороге, приговаривая, что, мол, такого никогда не было. Теперь каждый обзавелся гаджетом, юристом и четырехколесным другом, но не стоит забывать и про другие радости жизни.

Поэтому «Неистовый» проще всего соотнести с криминальной комедией Бобкэта Голдтуэйта «Боже, благослови Америку», в которой Джоэль Мюррей и совсем еще маленькая Тара Барр убивают всех вокруг в попытке выпустить пар и наказать грубиянов. Ну а каноническим примером должен выступить «С меня хватит!» Джоэла Шумахера, где Майкл Дуглас, отправившись на день рождения дочери, просто планировал купить банку газировки, а потом разнес весь город, превратившись почти в главного мафиози на районе. Фанаты странных триллеров и прищура Шона Пенна и вовсе могут найти тут отсылки к «Повороту не туда».

«Неистовый» трудно назвать шедевром, в нем мало интересных художественных элементов или впечатляющих сценарных ходов. Он неимоверно прост, а весь бюджет, вероятно, ушел на дополнительную порцию второго ужина для Кроу в местной столовой. При этом «Неистовый» — самый актуальный фильм после пандемии. Он идеально вписывается в новостную повестку о людях, которые сошли с ума от долгого сидения взаперти.

Прямолинейно? Само собой. Без особого саспенса? Да, все верно. Моментами слишком монотонно? Не без этого. Но эти привычные для жанра минусы отлично перекрываются актерскими талантами Кроу и парой-тройкой красиво расписанных кровавых сцен. Разовое, но приятное кино.

Фото: imdb.com / https://www.imdb.com/title/tt10059518/mediaviewer/rm735163905

1
Поделиться:

Дмитрий Гинкель

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии