«Дивный новый мир». Где потерялась утопия

 «Дивный новый мир». Где потерялась утопия

Новый Лондон. Местная жизнь устроена так, чтобы каждый был на своем месте. Еще с рождения человек определяется в свой класс – от альфы до эпсилона, где первые правят миром, занимают высшие должности, получают все, что хотят, а эпсилоны – убирают мусор, стригут газоны и выполняют приказы. А все остальные (беты, гаммы, дельты) болтаются где-то между (как «Тоттенхэм»!), подчиняясь одним и руководя другими.

Но главное — сома. Наркотик, который возбуждает, приводит в эйфорию, спасает от страхов. Сома держит это общество цельным, не дает случайным взглядам заметить неравенство, какой-то странной неловкой мыслью понять несовершенство этого мира. Искусственная радость сомы – ширма от реальности. Так и живет Новый Лондон по заветам Эпикура – оргии, отсутствие физической (да и душевной) боли, полное удовлетворение всех своих потребностей. И все на наркоте – «сомы грамм – и нету драм!».

Альфа Бернард Маркс (Гарри Ллойд) расследует несчастный случай с одним из эпсилонов. Хотя расследованием это можно назвать с очень большой натяжкой, потому что кому нужны эти скучные расследования в мире без насилия? В это же время бета Ленина Краун (Джессика Браун Финдлей) начинает влюбляться в своего партнера. Звучит вроде бы невинно, но на самом деле это большая проблема для общества, в котором моногамия запрещена, продолжительные отношения вне закона, а любовь может выступать лишь в качестве физического удовольствия.

Бернард и Ленина, чтобы спастись от порочных мыслей несовершенства мира, отправляются на пару дней в местный парк развлечений – Дикие земли. Заповедник, где работают старые правила общества, где нет сомы, а, значит, люди глубоко несчастны, или такими их хотят видеть туристы из Нового Лондона. Обратно вместе с Лениной и Бернардом возвращается Дикарь (Олден Эренрайк) – молодой человек, который родился и вырос в Диких землях, а потому не понимает всех прелестей жизни под сомой.

«Дивный новый мир» – сериал, основанный на романе Хаксли, вышел чем-то средним между вольной интерпретацией и буквальной экранизацией. С одной стороны, в наличии четкое восприятие сюжета книги, а с другой – это какой-то мелодраматический технотриллер, который местами напоминает «Суррогаты», «Обитаемый остров» и еще десяток других фантастических фильмов, которые проносятся и забываются. За свои девять эпизодов сериал несколько раз меняет жанр, точнее, пытается сменить, но так и остается в стадии перехода – зрелище так и не избавляется от качеств недокрученности и стерильности.

Для зрителя завязка сериала стартует слишком поздно, будто у героев уже начали появляться еще не революционные мысли, но уже сомнения. А дальше эти же герои не раскрываются полностью, лишь делая вид, что их развитие не уступает темпу сериала, хотя на самом деле они практически не меняются с первых кадров.

«Дивный новый мир» мог бы стать классной телевизионной притчей, но если первые серии еще стараются познакомить зрителей с новым (и, разумеется, дивным) миром, показать товар лицом, то дальше все идет по такому напыщенно-банальному сюжету, что думать о плюсах и минусах этого утопического мира даже не хочется. Можно бесконечно перечислять, как много вещей из романа не попало в сериал, только вот многим экранизациям это не мешало становиться вполне себе даже культовыми. «Дивный новый мир» не стал новой подобной историей успеха, потому что его создатели, убрав лишнее, ничего нового и оригинального привнести не сумели.

Еще больше претензий к стилистике сериала. Яркая футуристическая картинка отдает дань тому миру удовольствия, что нарисовал Олдос Хаксли, но и здесь не получается открытия, хоть какого-то новаторства. Такой был дан авторам простор для работы, такая воля – оргии, Дикие земли, безумный мир, погруженный в наркотический дурман. Скучно вроде бы быть точно не должно – но именно так и вышло. Оргии странным образом не завлекают (прощенья просим), Дикие земли выглядят, как отвергнутые декорации первого сезона «Мира дикого запада», а линия с сомой – очередная реклама скитлс.

Возможно, лучшее, что есть в сериале, – это достойная актерская работа. Джессика Браун Финдлей, которой не привыкать идти против общества еще со времен «Аббатства Даунтон», выглядит органичнее остальных в роли беты, человека, который приблизился к верхушке кастового строя, но никогда ее не покорит. Олден Эренрайк и Гарри Ллойд создают своих героев умело и почти даже филигранно, но бросается в глаза, насколько их сковывает неказистый сценарий, в границах которого они вынуждены находиться.

Задел на второй сезон есть, даже не задел – заделище. Это обусловлено еще и тем, что «Дивный новый мир» должен был стать – да, наверное, и стал – фронтменом в линейке собственных шоу нового сервиса Peacock. И бросать свое главное и самое громкое детище, хоть и не очень аутентичное еще рано.

Короче говоря, «Дивный новый мир» пока лишь тень литературного первоисточника. Обиднее в этом даже не то, как много потерялось на экране, как много нюансов, моментов, важных штрихов ушло, а то, что исчезла значимость романа, написанного в 1932 году, и то обаяние «старой» фантастики, которую так остро можно почувствовать в книгах. С другой стороны, второй сезон точно будет, потому что едва ли новый сервис Peacock решит так быстро избавиться от своего главного детища. Может, это как раз тот случай, когда сериал будет становиться все лучше и лучше с каждым сезоном – а простор для прогресса есть, и простор огромный.

Тем более что идеи для нового сезона уже есть. Чтобы оживить сериал, я бы заменил сому на пиво. Вот это действительно был бы дивный новый мир, где в минуты страха, неуверенности, грусти все решалось бы хорошим таким глотком пива. Слоган можно было бы тоже придумать новый – «Выпил пиво – и уже не паршиво!»

Фото: imdb.com / https://www.imdb.com/title/tt9814116/mediaviewer/rm4062554881

2
Поделиться:

Максим Чкония

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии