«Грязные танцы»: несправедливое судейство наших танцев на льду

 «Грязные танцы»: несправедливое судейство наших танцев на льду

Впереди планеты всей

Танцы на льду – очень зрелищный вид спорта. Но есть у него и другая особенность: субъективное судейство. Фигурное катание вообще не принадлежит к тем видам, где судейство бесспорно. Как известно, вопросы к судьям возникают в любом виде спорта, но там, где можно посчитать условные голы или замерить скорость бега или длину прыжка, их куда меньше, чем в фигурном катании. Как оценивать вид, который балансирует на грани спорта и искусства, – руководствоваться вкусом судей?

После того, как в 2010 году отменили обязательный танец, исчез более-менее объективный критерий, по которому можно было сравнивать мастерство спортсменов. Злые языки поговаривают, что отмена была обусловлена совсем не спортивными причинами – у трансляции обязательного танца по телевидению были низкие рейтинги. Танцы выиграли в коммерческом отношении, но потеряли в профессиональном: спортсмены стали меньше времени уделять скольжению, заменив его акробатически сложными поддержками. Именитые спортсмены прошлого открыто говорят о том, что некоторые топовые пары не могут выполнить простейших обязательных элементов – и им это прощается.

После смены критериев оценки на уровне ISU в фигурном катании стало только хуже. Оценки россиян резко упали. Умение преодолевать трудности и подстраиваться под новые реалии сыграло с нашими спортсменами злую шутку: в попытке догнать североамериканские танцевальные пары они утратили свой стиль и забуксовали на месте. Времена, когда Пахомова/Горшков задавали тон всему миру, прошли безвозвратно.  

За МКАДом танцев нет

В Ванкувере Оксана Домнина и Максим Шабалин с травмированной ногой «накатали» на бронзу. По тем временам – поражение. После Сочинской олимпиады, получив все ту же бронзу, распалась одна из самых перспективных пар страны – Елена Ильиных/Никита Кацалапов, по словам Татьяны Тарасовой, «готовые олимпийские чемпионы».

С тех пор наши танцоры как будто бегут на месте. Какие бы хорошие программы им ни ставили, какие бы сложные элементы ни вставляли в программы – воз и ныне там. Положа руку на сердце, скажу, что я не вижу в катании французской пары Пападакис/Сизерон ничего такого, чего не было бы в катании Степановой/Букина или Синицыной/Кацалапова. Да, они хороши, но те невероятные баллы, которые им ставят судьи, не поддаются рациональному объяснению. Болельщики тем временем заговорили о «сильных» и «слабых» федерациях. Согласно этой теории, сильные североамериканские федерации отстаивают свои интересы в ISU, пока остальные пытаются не вылететь из условной десятки.

Я не сторонник конспирологии, но судейство действительно вызывает вопросы. Даже тот факт, что на Чемпионате Европы-2020 пара Синицына/Кацалапов завоевала золото, обойдя «непобедимых» французов, не добавляет оптимизма. Что-то на уровне погрешности. Исключение, подтверждающее правило.

Есть и другая проблема: во всей огромной России за пределами Москвы танцевальных школ практически не существует. Евдокимова/Базин, тольяттинская пара, были едва ли единственными немосквичами в танцевальной «тусовке». Эта история характерна не только для танцев, но именно в их отношении она достигла абсурда: тренеры, готовые работать с топовыми танцорами, базируются в Москве, и, если спортсмены хотят достигнуть высокого результата, приходится задумываться о переезде. Не могу отделаться от ощущения, что с каждым годом танцы становятся только скучнее. В погоне за сложнейшими поддержками и насыщенными программами теряется индивидуальность пар, их обаяние, эмоции, легкая самоирония. Танец перестает быть маленьким представлением на льду, он превращается в набор трюков, приправленный тщательно выверенными эмоциями, демонстрировать которые проблематично из-за сложности программы. К сожалению, в этом межсезонье мы потеряли сразу две молодые российские пары: ярких и эмоциональных Бетину Попову/Сергея Мозгова и изысканных и утонченных Софью Евдокимову/Егора Базина. Кто займет их место, пока непонятно: достойных юниоров у нас хватает, но иногда складывается ощущение, что, переходя в сеньоры, пара утрачивает харизму и лицо, пытаясь вписаться в жестокую танцевальную реальность.

Что день грядущий нам готовит?

Гадать, каким будет тот или иной юниор в сеньорах – неблагодарное дело. Кто-то досрочно заканчивает карьеру – сказывается травматизм и психическая нагрузка, партнерши страдают от пубертата, партнеры – от стресса. Играют роль и особенности судейства: пара, которая прекрасно катала характерные танцы, начинает катать «нудли» – скучные и лиричные, но совершенно ей не подходящие.

В основной состав сборной России в этом году помимо очевидных фаворитов Виктории Синицыной/Никиты Кацалапова и Александры Степановой/Ивана Букина, включены также Тиффани Загорски/Джонатан Гурейро, Аннабель Морозов/Андрей Багин, Анастасия Скопцова/Кирилл Алешин, Софья Шевченко/Игорь Еременко.

Напомним, что на Чемпионате мира среди юниоров в Загребе в 2019 году российские танцевальные пары заняли целых два призовых места – второе (Худайбердиева/Назаров) и третье (Шевченко/Еременко). Однако одной из этих пар – Худайбердиева/Назаров – уже не существует, Елизавета встала в пару с Егором Базиным, и им удалось попасть в резерв сборной России на будущий сезон. То, как принимают наших юниоров на самом высоком уровне, не может не радовать, но при этом остаются вопросы к взрослым чемпионатам: удастся ли сохранить лидерство, не растеряют ли пары задор и смелость, желание экспериментировать и двигаться вперед, выходя из привычных амплуа? Есть вопросы и к Федерации: неужели у такой «фигурнокатательной» державы, как Россия, нет возможности привлечь внимание к вопросу судейства в танцах? Может быть, пора начать заступаться за своих спортсменов, а не молча посыпать голову пеплом? Или после допинговых скандалов у нас сформировался «комплекс вины»?

В ближайшем сезоне проведение большинства международных соревнований в связи с пандемией под вопросом. Пока паре Пападакис/Сизерон щедро «отсыпают» компонентов или, как говорят болельщики, «запускают французов в космос», складывается ощущение, что, будь наши пары даже на две головы выше, они все равно будут стоять ступенькой ниже. Просто потому, что где-то приняли такое решение, а танцы «все простят».

Фото: rsport.ria / https://rsport.ria.ru/20200125/1563875688.html

0
Поделиться:

Анна Бабина

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии