Вспомнить все. 15 лучших фильмов 1990 года

 Вспомнить все. 15 лучших фильмов 1990 года

Всем уже давно известно, что неофициально лучшим годом в истории кино принято считать 1999-й. Конечно, против «Матрицы», «Бойцовского клуба», «Шестого чувства», «Красоты по-американски» и прочих культовых фильмов трудно что-либо противопоставить. Однако и в 1990-м году, как оказалось, вышло в свет немало хорошего кино, которое мы, сами того не замечая, пересматриваем до сих пор.

Это был год Кевина Костнера и Мартина Скорсезе, Джулии Робертс и Маколея Калкина, Арнольда Шварценеггера и Стивена Сигала, Джо Пеши и Вупи Голдберг. Это был год, когда завершились культовые франшизы, Ричард Гир и Патрик Суэйзи сыграли одни из самых ярких своих ролей, а Том Круз встретил Николь Кидман.

Садимся в наш DeLorean, пристегиваем ремни и отправляемся на 30 лет назад!

Фото: madmovieman.com / https://madmovieman.com/wp-content/uploads/2020/06/Internal-Affairs.jpg

«Внутреннее расследование» (Режиссёр — Майк Фиггис)

Первая голливудская работа британского постановщика не стала кассовым хитом, но при этом оказалась одним из самых ярких и эстетских криминальных триллеров девяностых. Противостояние двух полицейских — честного и насквозь продажного — подано с большим вкусом, соответствующей атмосферой и саспенсом, а Ричард Гир и вовсе выжигает все живое вокруг в довольно неожиданной роли главного антагониста, временами затмевая даже всегда яркого Энди Гарсиа, сыгравшего его экранного оппонента. Студия «Парамаунт» еще до пандемии пустила в разработку ремейк, но, честно говоря, не очень понятно, что вообще из этой затеи может получиться.

Фото: flashbak.com / https://flashbak.com/wp-content/uploads/2015/11/Total-Recall-8-1200×675.png

«Вспомнить все» (Режиссер — Пол Верховен)

Арнольд Шварценеггер так впечатлился «Робокопом», что пригласил Пола Верховена стать режиссером своего нового проекта. В итоге экранизация произведения Филипа К. Дика, угодившая в производственный ад, попала в десятку самых кассовых фильмов года и взяла специальный «Оскар» за визуальные эффекты, и получила ещё две номинации (за «Лучший звук» и «Лучший монтаж звука»). Этот яркий, безумный, жестокий, сексуальный (благодаря Шэрон Стоун и Рэйчел Тикотин), наполненный чёрным юмором и технически совершенный, несмотря на возраст, фантастический боевик, кажется, навсегда останется в числе наших самых любимых фильмов эпохи VHS, а его финал до сих пор является предметом споров киноманов.

Фото: xsport.ua / https://xsport.ua/upload/iblock/76d/76dc2c15fac8d6cfd7779fcb940509b8.jpg

«Дни грома» (Режиссер — Тони Скотт)

Тони Скотт, Том Круз и оскароносный сценарист Роберт Таун объединились с амбициозным дуэтом продюсеров — Доном Симпсоном и Джерри Брукхаймером — ради создания блокбастера о гонках NASCAR. Даже несмотря хаотичные съемки, во время которых сценарий дописывался буквально на ходу, а Симпсон и Брукхаймер практически каждый день закатывали грандиозные вечеринки, и уничижительные отзывы критиков, фильм отлично показал себя в прокате. Да, это далеко не шедевр, но вполне приличное жанровое кино, украшенное музыкой Ханса Циммера и игрой внушительного актерского ансамбля с Томом Крузом во главе. Кстати, именно на этих съемках он и познакомился с Николь Кидман, составив с ней в дальнейшем одну из самых красивых звездных пар девяностых.

Фото: article-imgs.scribdassets.com / https://article-imgs.scribdassets.com/7zlwhy10lc62i6zf/images/fileC063UIWJ.jpg

«Красотка» (Режиссер — Гарри Маршалл)

Звездный час Джулии Робертс пробил с выходом этой легендарной романтической комедии об истории любви влиятельного бизнесмена и проститутки с большим сердцем. Здесь все сложилось как надо: и крепкий сценарий Дж. Ф. Лоутона, и уверенная режиссура Гарри Маршалла, и химия между ведущими актерами, и атмосфера, и саундтрек. Как результат — четвертое место в списке самых кассовых фильмов года, а также «Золотой глобус» и номинация на «Оскар» для Джулии Робертс.

Такому кино никакие ремейки не нужны. Хотя бы потому, что нет аналогов красоте, обаянию и невероятной энергетике Джулии.

Фото: m.media-amazon.com / https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BMzEzZjEwMTctNTk4OC00MWIwLTg3ZjctZjVhY2IxMmViNjk2XkEyXkFqcGdeQXVyOTc5MDI5NjE@.V1.jpg

«Месть» (Режиссер — Тони Скотт)

Экранизация повести Джима Харрисона, которую впервые опубликовали в журнале Esquire в 1979 году, все восьмидесятые находилась в производственном аду. Ее хотели снять Джон Хьюстон, Орсон Уэллс, Сидни Поллак, Джонатан Демме и Уолтер Хилл, а на главные роли рассматривались Дон Джонсон, Джефф Бриджес и Джек Николсон. В результате фильм поставил Тони Скотт, который задействовал Кевина Костнера, Мэделин Стоу и Энтони Куинна, но потерпел неудачу: картина провалилась в прокате и попала под огонь критиков. Однако этот мелодраматический триллер о любовном треугольнике из бывшего летчика ВВС США, пожилого мексиканского латифундиста и его молодой жены оказался едва ли не самой пронзительной работой в карьере режиссера. У него получился весьма мощный и проникновенный фильм о страсти и о том, на что люди готовы ради нее пойти. И это кино обязательно нужно видеть. К тому же «Месть» уникальна еще и тем, что режиссерская версия фильма существенно короче продюсерской.

Фото: m.media-amazon.com / https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BYmVlN2NjOGEtZDU2NS00YWQ0LTk0NDktOGY5Y2FhODY2YTc5XkEyXkFqcGdeQXVyNjczOTE0MzM@.V1.jpg

«Назад в будущее 3» (Режиссер — Роберт Земекис)

Если вы вдруг ищете примеры достойного и своевременного завершения сверхпопулярной и по-настоящему культовой франшизы, то один из них перед вами. Роберт Земекис и Боб Гейл не только закончили историю Марти Макфлая и Дока Брауна вовремя, но и сделали это невероятно душевно и трогательно. Вряд ли можно назвать эту картину шедевром, однако и более эффектного финального аккорда вы не найдете. И большой респект создателям за то, что они не только сразу же заявили о невозможности появления четвертой части, но и на протяжении 30 лет резко отвергают любые мысли о ремейке или перезапуске.

Расставаться с любимыми и к тому же приносящими серьезный доход героями всегда грустно, однако нужно уметь вовремя ставить точку. Земекису и Гейлу это сделать удалось.

Фото: m.media-amazon.com / https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BYThiNmI1OGItYjk5Ny00NWZjLThhZWItOWE2YTExMTY1ZDAwL2ltYWdlXkEyXkFqcGdeQXVyMjI3ODYyNDU@.V1.jpg

«Новичок» (Режиссер — Клинт Иствуд)

Это сейчас Клинт Иствуд, находясь в статусе живой легенды мирового кино, может браться абсолютно за любой проект и снимать его так, как он хочет. Причем делать это в своем преклонном возрасте так, как никогда не будет дано огромному числу более молодых кинематографистов. А 30 лет назад в его карьере еще не случилось «Непрощенного», поэтому в обмен на работу над картиной «Белый охотник, черное сердце» ему пришлось поставить для студии «Уорнер Бразерс» полицейский боевик «Новичок». Кино смогло окупить свой довольно скромный бюджет, но оказалось в тени подмявшего под себя всех и вся в прокате в конце года комедии «Один дома» (к ней мы еще вернемся), а критики буквально порвали его в лоскуты. Но мимо «Новичка» никак нельзя проходить.

История о том, как опытный коп вместе с напарником-новичком пытается поймать банду угонщиков дорогих автомобилей, в руках Иствуда превратилась в безумный и масштабный боевик с живыми съемками без использования миниатюр и других спецэффектов, причем погоню из пролога через 13 лет позаимствует Майкл Бэй для «Плохих парней 2». Сам режиссер в главной роли, Чарли Шин в роли пресловутого новичка, сыгравший на срыве стереотипа вместо привычного плохиша без тормозов парня из хорошей семьи, а также, как всегда, великолепный Рауль Хулиа в роли главного антагониста прилагаются.

Фото: https://m.media-amazon.com / https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BYjZhYzlhZjYtNDk2Zi00ZDI1LTg0MTYtMGY3ZmY1MGM1ZTg2XkEyXkFqcGdeQXVyOTc5MDI5NjE@.V1.jpg

«Один дома» (Режиссер — Крис Коламбус)

Одной из главных комедий детства скоро исполнится 30 лет, а Маколею Калкину совсем недавно стукнуло 40. Если вас трогают эти цифры, то наверняка вы ощущаете себя старым. Шутка. Тем не менее, время летит, меняются поколения, но на новогодних каникулах мы обязательно включаем «Один дома» (желательно в переводе Алексея Михалева) и смотрим, как храбрый мальчишка Кевин Маккалистер в исполнении Маколея Калкина не дает ограбить свой дом двум незадачливым воришкам, и как Джо Пеши с колоссальным трудом сдерживается, чтобы не разразиться матерной тирадой после попадания в очередную ловушку.

К сожалению, франшизу планируют перезапустить, но такого сочетания сценария маэстро Джона Хьюза, режиссуры Криса Коламбуса и игры всего ансамбля актеров у новодела уже не будет, а это значит, что, скорее всего, не будет и статуса одной из самых кассовых комедий всех времен.

Может быть, лучше не надо?..

Фото: www.imdb.com / https://www.imdb.com/title/tt0100114/mediaviewer/rm995919616

«Отмеченный смертью» (Режиссер — Дуайт Х.Литтл)

1990-й был и годом Стивена Сигала. Мастер айкидо стремительно ворвался в Голливуд благодаря относительному успеху недорогого дебютного боевика «Над законом», так что его прорыв в ряды суперзвезд только продолжился с новыми экшн-фильмами. За год на экраны вышли сразу две картины с Сигалом, и обе стали хитами. Если «Смерти вопреки», установивший на тот момент рекорд по кассовым сборам среди кинобойцов (47 млн. долларов даже не снились ни Чаку Норрису, ни Ван Дамму, хотя его время придет чуть позже), сейчас можно смотреть больше ради ностальгии, то вот «Отмеченный смертью», собравший в мировом прокате еще больше, получился одним из самых крутых и зрелищных боевиков девяностых. Сигалу дали полную свободу в постановке драк, и он развернулся по полной — характерный душераздирающий хруст ломающихся костей вы можете услышать здесь чаще, чем где-либо.

Добавьте к этому незамысловатый, но вполне крепкий для экшн-фильма сюжет, колоритнейшую ямайскую наркомафию в качестве главных антагонистов, классный саундтрек (где, кстати, Сигал впервые запел) — и получите жестокий, брутальный, неполиткорректный, но при этом чертовски классный боевик, успех которого в наше время практически невозможен.

Фото: m.media-amazon.com / https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BNThiN2NiMjUtMjg1MC00ODA5LWFmYmMtNGZmN2ExNWM0ZTIxXkEyXkFqcGdeQXVyNDk2MjQ4Mzk@.V1.jpg

«Презумпция невиновности» (Режиссер — Алан Дж. Пакула)

Трудно представить сейчас, что разговорная судебная драма без какого-либо экшна не только станет успешной в прокате, но и вообще займет место в десятке самых кассовых фильмов года. 30 лет назад такое случилось с «Презумцией невиновности». Великолепные режиссура и сценарий, удерживающие в напряжении до самых финальных титров, шикарная игра звездного актерского состава с Харрисоном Фордом во главе — рецепт вроде бы простой, но в то же время крайне эффективный. Мощное кино, которое уже вполне можно назвать классикой.

Editorial use only. No book cover usage. Mandatory Credit: Photo by Paramount/Kobal/Shutterstock (5882837p) Whoopi Goldberg, Patrick Swayze Ghost – 1990 Director: Jerry Zucker Paramount USA Scene Still

Если бы не настойчивость Патрика Суэйзи, который сумел убедить продюсеров привлечь к работе над картиной Вупи Голдберг, то вполне могло бы получиться так, что мы и не вспоминали бы сейчас об этом фильме. Тридцать лет назад фантастическая мелодрама Джерри Цукера покорила и зрителей, и критиков: более 500 млн. долларов сборов и титул самого кассового фильма года, две премии «Оскар», один «Золотой глобус» и целый ворох номинаций. И львиная доля успеха принадлежит несравненной Вупи, для которой это кино стало настоящим звездным часом.

Да, нельзя не отметить и постановку, и оскароносный сценарий Брюса Джоэла Рубина, и сильнейшую химию между Деми Мур и великолепным Патриком Суэйзи, но именно Вупи Голдберг оказалась тем самым «секретным ингредиентом», сделавшим этот фильм особенным. Хотя бы ради ее игры «Привидение» обязательно стоит видеть.

Фото: theactionelite.com / https://theactionelite.com/wp-content/uploads/2018/01/2542_1.7.jpg

«Самоволка» (Режиссер — Шелдон Леттич)

В отличие от Стивена Сигала, которому во многом повезло стартовать в кино работой в достаточно крупных студийных проектах, Жан-Клод Ван Дамм начал сниматься в малобюджетных боевиках, приносивших прибыль и заставлявших все чаще обращать на него внимание. «Самоволка» оказалась для него последней ступенькой перед блокбастерами — история о солдате Французского иностранного легиона, который бежит в США к умирающему брату и начинает зарабатывать деньги для его семьи, участвуя в подпольных кулачных боях, четырежды окупила свой скромный бюджет и вдобавок стала одним из самых любимых фильмов Ван Дамма в России. Секрет лежит на поверхности.

Картина получилась настолько эмоциональной и искренней, что не обращаешь внимания ни на простоту постановки, ни на не особо выдающуюся актерскую игру, ни на неидеальную постановку драк. Историей проникаешься так, что невозможно не сопереживать герою Ван Дамма, особенно в сцене финального боя. Поэтому если вам надоели технически совершенные, но абсолютно пустые и бездушные блокбастеры, то «Самоволка» — старый добрый хит эпохи VHS в переводе Андрея Гаврилова — окажется как нельзя кстати.

Фото: www.tribute.ca / https://www.tribute.ca/news/wp-content/uploads/2017/05/Goodfellas.jpg

«Славные парни» (Режиссер — Мартин Скорсезе)

Трудно писать о кино, о котором уже давно все написано. Из истории о взлете и падении одной мафиозной группировки Мартин Скорсезе сделал настоящий шедевр на все времена, едва ли не эталонный гангстерский фильм — стремительный, резкий, страшный, кровавый, сентиментальный, ностальгический и стильный одновременно. Пусть из 6 номинаций на «Оскар» заветная статуэтка досталась только Джо Пеши за одну из ярчайших ролей в его карьере, это никак не сказалось на статусе картины, ее признании и значении. Настоящая классика, мимо которой нельзя пройти.

Фото: image.tmdb.org / https://image.tmdb.org/t/p/original/jG6P3Sh7fr6ntIyk9hyUDfDgSvO.jpg

«Состояние исступления» (Режиссер — Фил Джоану)

Эта криминальная драма как-то уж совсем тихо и незаметно прошла в прокате, оставшись в тени «Славных парней», но при этом удостоилась положительных отзывов критиков, так что если говорить о самых недооцененных фильмах девяностых, то нельзя не вспомнить о «Состоянии исступления». Шон Пенн, Гэри Олдман, Эд Харрис и Робин Райт разыгрывают перед нами историю вернувшегося в Адскую Кухню Нью-Йорка после долгого отсутствия парня. Он попал в ирландскую преступную группировку, где всем заправляют его старые друзья, еще не подозревающие о том, что приняли к себе полицейского под прикрытием. У Фила Джоану получилось мощное, эмоциональное и яркое кино, украшенное как всегда прекрасной музыкой великого Эннио Морриконе. Об этом фильме вы наверняка еще не слышали, так что самое время сейчас закрыть сей пробел.

Фото: media1.popsugar-assets.com / https://media1.popsugar-assets.com/files/thumbor/G9PUGIAa-Ah_qJolC4MHfJpUgMU/fit-in/2048xorig/filters:format_auto-!!-:strip_icc-!!-/2017/01/06/883/n/1922398/ef9f7013a41d52e0_MSDDAWI_EC030_H/i/1990-Dances-Wolves.JPG

«Танцующий с волками» (Режиссер — Кевин Костнер)

Вряд ли можно найти другой столь же впечатляющий режиссерский дебют, какой удался Кевину Костнеру. Сразу 7 «Оскаров» из 12 номинаций и целая куча других кинонаград, а также невероятные 400 с лишним миллионов долларов, собранные в прокате — и все это с вестерном, идущим более трех часов, с большим количеством диалогов на одном из диалектов индейцев сиу, сопровождаемых субтитрами! В наше время такое просто немыслимо. Тем не менее, Костнер снял грандиозное и величественное кино с гениальной музыкой Джона Бэрри и операторской работой Дина Сэмлера. Фильм практически сразу же (и заслуженно) стал классикой, и этот факт неоспорим.

Фото: a.ltrbxd.com / https://a.ltrbxd.com/resized/sm/upload/ws/2f/hj/8v/goodfellas-1200-1200-675-675-crop-000000.jpg?k=9066b1b285

2
Поделиться:

Максим Гареев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии