Вражда: NBA 2K против NBA Live

 Вражда: NBA 2K против NBA Live

Соперничество между компаниями Electronic Arts и 2K на протяжении последней вечности определяло судьбу спортивных симуляторов — огромной ниши на рынке видеоигр. И конкуренция эта особенно заметна, потому что она всегда в центре внимания: никто не знает, когда на прилавках появится GTA VI, но каждый год геймеры по всему миру ждут новую версию Madden NFL, NHL, WWE или FIFA. А у баскетбола серий игр целых две: NBA 2K и NBA Live.

По крайней мере, так было еще год назад.

Начало противостояния

Новая версия спортивных симуляторов выходит каждые 12 месяцев. Несмотря на регулярные апдейты, франшиза остается в одних и тех же границах. Это неизбежно: если для Red Dead Redemption 2 или GTA V можно создать огромный, уникальный открытый мир, то спортивный симулятор всегда держится в узких жанровых рамках.

EA и 2K пытались их раздвинуть, экспериментируя с играми по студенческому баскетболу, но довольно давно отказались от этих проектов. NCAA March Madness от EA прекратила выходить в 2009-м, та же судьба постигла аналог от 2K. Аудитория игр о студенческом баскетболе оказалась небольшой.

NCAA Basketball 10
Источник: amazon.com / https://images-na.ssl-images-amazon.com/images/G/01/videogames/detail-page/ncaa.bb.10.05.lg.jpg

Игры об НБА отличаются большим постоянством и выходят довольно давно. Live появилась в 1994-м, 2K — пятью годами позже. Права на вторую франшизу изначально принадлежали Sega Sports, но перешли к 2K в 2005-м — и именно тогда началась особо жесткая борьба между двумя гигантскими компаниями за то, чей баскетбольный симулятор будет популярнее по всему миру.

Разумеется, у них были соперники: NBA Jam, Barkley Shut Up and Jam, NBA Ballers и другие, но никто даже отдаленно не приблизился к статусу, которого достигли 2K и Live.

Barkley Shut Up and Jam
Источник: emuparadise.me / r.mprd.se/media/images/32936-Barkley_Shut_Up_and_Jam!_(Europe)-1459034515.jpg

Сегодня противостояние этих франшиз кажется завершенным: в октябре 2019 года EA в четвертый раз за десятилетие не выпустили очередную часть из серии Live. Представитель компании заявил, что фирма ждет следующего поколения консолей, чтобы уже тогда двигаться вперед. Тем не менее, по состоянию на сентябрь 2020-го года о продолжении франшизы нет никакой информации.

Инновационный подход 2K

2K выбились в лидеры благодаря новой механике геймплея, большей глубине и продвинутым режимам. Live же оказалась в роли преследователя. И хотя традиционное отставание в сфере графики и анимации практически исчезло с выходом Live 19, по мнению критиков, 2K все еще сохраняет первенство в этом аспекте. То же касается и внутриигровой физики.

NBA 2K20
Источник: futurefive.co.nz / futurefive.co.nz/uploads/story/2019/09/27/NBA2K20_15.jpg

Серия 2K взлетела после выпуска 2K11, в которой появилась возможность управлять «Буллс» эпохи Майкла Джордана. Эта игра вошла в десятку самых продаваемых за год. Матчи против легенд девяностых и мод Jordan Challenge, в котором предстояло повторять определенные статистические рекорды легенды «Чикаго», помогли франшизе оставаться актуальной: ее не забыли с началом следующего сезона.

В то же время EA ошиблись с NBA Elite 11. Компания планировала полностью поменять геймплей и опередить конкурента. Руководство требовало завершить работу за 18 месяцев, чего разработчики сделать не смогли: во внутренней демоверсии было столько багов, что выпуск отменили за 8 дней до даты релиза. Вышел лишь ограниченный тираж, выпущенный EA для профессиональных спортсменов — известно, что копии получили Кевин Дюрэнт и Эндрю Байнум (но тот уже тогда начал выбирать боулинг в качестве любимой игры). Сегодня издание NBA Elite 11 для PS3 считается раритетом среди геймеров. С тех пор Live навсегда обосновалась на втором месте.

Источник: gamespot.com / gamefaqs1.cbsistatic.com/box/0/6/8/144068_front.jpg

Годом позже 2K пошли еще дальше и дали возможность управлять классическими составами разных десятилетий: «Селтикс» Расселла и Берда, «Лейкерс» Мэджика и Карима, «Филадельфией» Ирвинга и Мэлоуна. Кроме того, 2K быстрее освоились в онлайне: да, студию можно критиковать за нестабильную работу серверов, но режимы MyPark и MyTeam стали чрезвычайно успешными.

Live — простая и скучная аркада?

Live — практически аркада: это не персонализированное путешествие, а переходы с уровня на уровень. Простота должна была сделать Live доступной для рядовых фанатов, а не только для людей с уровнем знаний Билла Симмонса, но вместо этого серия уступила конкуренту, отличившемуся большей глубиной.

NBA 2K16
Источник: 3dnews.ru / 3dnews.ru/assets/external/illustrations/2015/06/25/916156/2893857-9974805860-nba-2.jpg

Франшизы различаются и по баскетбольному стилю. Live создана с прицелом на веселье, для последователей Майка Д’Антони: никакой защиты, только нападение, дальние трешки и слэм-данки. 2K более сбалансирована, в матчах нужно упираться в защите и умело выбирать моменты для бросков. И вновь попытка превратить игру в легкую аркаду лишь вредит серии: да, нападение — это баскетбольный романтизм, а защита скучна, как «Детройт» эпохи Биллапса, но баланс геймплея необходим. Разница в баскетбольном интеллекте между франшизами примерно такая же, как между Лукой Дончичем и Майклом Бизли.

Чужие ошибки не спасают

За подъемом наступил спад. 2K16 и 17 за многое досталось: микротранзакции, ненавистные даже лояльным фанатам. Непопулярный сюжет Спайка Ли Livin’ Da Dream, в котором даже белый персонаж становился жертвой расизма со стороны владельца команды. Возможность отправиться в казино в 2K20.

Это падение отражено в оценках критиков: на сайте Metacritic игра получила рекордно низкие для франшизы 78 баллов. Главная проблема — в микротранзакциях: недостаточно просто купить игру, на достижение определенного уровня тоже нужно потратиться. К примеру, в 2K20 довольно сложно поднять рейтинг своего игрока выше 80 баллов без дополнительных трат. Этот аспект геймплея непопулярен даже среди фанатов франшизы, и жалобы на эту тему можно найти на любом геймерском форуме.

NBA 2K20
Источник: gamecrate.com / gamecrate.com/sites/default/files/NBA%202K20.png

Тем не менее, к этому моменту Live понесла невосполнимые потери и не смогла воспользоваться осечками конкурента. Live 19 неплохо продавалась, получила хорошие отзывы критиков, но превзойти 2K все равно не удалось, и это выбило франшизу Electronic Arts из седла.

Не выручили даже новшества: в Live 19 впервые появилась возможность играть за команды WNBA, но серию это не спасло. Это неудивительно: даже реальная женская НБА убыточна, так что вряд ли новый режим привлек бы дополнительную аудиторию. Кстати, годом позже фанаты 2K20 тоже смогли управлять баскетболистками, сведя «преимущество» игры от EA на нет.

Неравны франшизы и в доступности: Live 19 предназначена для владельцев Xbox One и PS4, в то время как 2K доступна и на ПК, и на Nintendo Switch.

За пределами площадки

Степень проработанности выгодно отличает именно 2K. Например, в режиме управления командой часто используется продвинутая аналитика, столь популярная в сегодняшней лиге. В игре огромное количество статистики, возможность строить графики, сравнивать между собой игроков — иными словами, полноценная возможность почувствовать себя Дэрилом Моури.

Можно участвовать во встречах владельцев и голосовать за или против определенных перемен в НБА. Хотя предлагаемые изменения часто довольно странные: изменить время на атаку с 24-х секунд на 40 или заканчивать овертайм с первым точным броском.

NBA 2K14
Источник: polygon.com / cdn.vox-cdn.com/uploads/chorus_image/image/61161323/mygm2.0.1487828063.0.jpg

2K вкладывает огромные деньги и прилагает немало усилий для красивой презентации матчей. Ток-шоу с Шакилом О’Нилом, Дорис Берк и другие звезды американской прессы — все они здесь. Если игрок хочет в перерыве послушать, как проходит его собственный матч, у него есть такая возможность. Комментаторы, в отличие от своих коллег из FIFA, обладают намного более широким запасом фраз.

То же самое касается и экспертов: несмотря на все таланты Эда Коэна и Джея Уильямса, их мнение просто недостаточно хорошо представлено в Live. Голоса 2K — это всеми любимые Кевин Харлан, Билл Симмонс, а на матчах «Лейкерс» и «Миннесоты» можно услышать Кобе Брайанта и Кевина Гарнетта. 2K дает более красивую баскетбольную обертку, игровой опыт максимально реалистичен.

NBA 2K20
Источник: realsport101.com / realsport101.com/wp-content/uploads/2019/08/3134195-nba-2k17-37.jpg

Сюжетный режим в 2K также намного лучше такого же в Live. Несомненно, и к нему есть множество вопросов: грамотно объединить элементы геймплея и сюжета в принципе сложно, но наряду с откровенными провалами вроде Livin’ Da Dream в истории франшизы есть совсем неплохие истории. К примеру, в 2K19 показан путь в НБА через Китай и G-Лигу. В этом путешествии мало гламура и престижа, но многие баскетболисты пришли в НБА именно так.

В истории 2K20 участвуют суперзвезды, включая Леброна Джеймса, Розарио Доусон, Идриса Эльбу и многих других. Игра создает полноценное ощущение того, что ваш персонаж — будущее лицо Лиги. Выбор, который приходится делать в сюжете 2K важен — конечно, не на уровне продукции Telltale, но он влияет на историю. Live и близко не настолько детализирована и функциональна.

Разнообразие — еще одно преимущество франшизы 2K. В их игре в принципе больше возможных режимов: «Моя карьера», Pro-Am, PARK, Dodgeball, Red Ball, Blue Ball, Slam Ball и Trivia.

NBA Live 18
Источник: youtube.com / youtube.com/watch?v=n-KcixzDkFc

Заключение

Итог противостояния — полный разгром NBA Live. Турнир баскетболистов НБА по 2K транслируют по телевидению. 2K увлекаются многие звезды современного баскетбола: Дюрант, Букер, Лавин, Драммонд, Барнс, Хачимура, Янг, Казинс, Уайтсайд, Беверли, Портер-младший, Эйтон. Вокруг франшизы сложилась своя геймерская лига.

2K20 стала самым популярным спортивным симулятором в истории, а NBA Live 20 так и не попала на прилавки, да и само будущее франшизы неясно. Через два месяца начнутся продажи PS5 и Xbox Series X, а никакой информации о Live 21 нет.

Источник: realsport101 / realsport101.com/wp-content/uploads/2020/01/nba-live-21-career-mode.jpg

У Live все еще остаются фанаты, которые надеются на возвращение любимой франшизы — и кто знает? Быть может, однажды рынок снова будет принадлежать Electronic Arts. Но пока все идет совершенно не по их плану.

Компания начинает уступать 2K и на других фронтах: в этому году EA потеряла свою 15-летнюю монополию на американский футбол. Последний раз NFL 2K выходила 16 лет назад и серьезно повредила Madden, банально снизив цены: NFL стоила 19,99 долларов, в то время как Madden — почти 50, хотя позже цену снизили до 30. С 2021-го 2K планируют вернуться в американский футбол и скоро могут выдавить Electronic Arts из этого вида спорта точно так же, как из баскетбола.

5
Поделиться:

Артем Кавалерян

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии