Великий спортсмен VS великий тренер

 Великий спортсмен VS великий тренер

Существует занятная тенденция: большие спортсмены редко (практически никогда) не становятся большими тренерами. Это правило действует в обе стороны: у успешных тренеров за спиной обычно максимум несколько незначительных побед и не слишком удачная в целом карьера. Почему так получается? Я думаю, дело в том, что в тренерской работе нужны абсолютно другие качества, нежели в спортивной карьере, и большинство титулованных спортсменов ими не обладают.

Тренерское ноу-хау

Этери Тутберидзе не была звездой спорта, но стала тренером-звездой и тренером звезд. То же самое смело можно сказать и о Татьяне Анатольевне Тарасовой, и об Алексее Николаевиче Мишине. То, что им не удалось воплотить на льду самостоятельно, исполнили их ученики.

В чем же заключается тренерский секрет: в дисциплине или в фанатичной любви к спорту, в педагогическом таланте или в умении увидеть образ спортсмена в программе? Скорее всего, во всем вышеперечисленном, а также в определенной спортивной методике, по которой тренер ведет своих учеников к победе. Задача тренера во многом сложнее, чем задача спортсмена. На льду он управляет не собственным, а чужим телом, ему необходимо донести информацию до другого человека, объяснить свое видение программы, при этом не «раздавив» ученика авторитетом.

Иногда взгляды тренера и спортсмена на то, как должны выглядеть программы и тренировочный процесс в целом, расходятся, и возникает конфликт. Кто-то не хочет катать надоевшую «лирику», у другого пропала мотивация после неудачных соревнований, третий винит тренера в случившемся провале. На моей памяти бывало всякое: и конфликт Анны Погорилой с Анной Царевой, и Артур Дмитриев-младший, грубо стряхнувший с плеча руку Алексея Мишина, – и то, и другое в прямом эфире. Можно вспомнить и истории, когда после неудачного проката тренер просто не выходил в «кисс-энд-край», оставляя спортсмена в одиночестве под прицелом камер.

Миссия тренера

Максим Траньков, чьи заслуги в парном катании сложно отрицать, в 2019 году предпринял попытку стать тренером пары Евгения Тарасова/Владимир Морозов. Ребята в ту пору переживали не лучшие времена, и Максим в роли наставника должен был стать для них глотком свежего воздуха. Не случилось. Дела у пары по-прежнему шли неважно, а тренер вместо того, чтобы стать опорой, волновался едва ли не больше своих подопечных и в итоге не справился с возложенной на него задачей. Почему так случилось, ведь кому, если не Максиму, знать все о парном катании?

Причин может быть несколько. Первая и самая, наверное, важная: Максим не чувствовал себя тренером. Другом – да, неформальным наставником, соратником – да, а тренером, учителем – нет. Вторая причина – слишком большая ответственность – лежит в области психики. Тренировать на тот момент первую пару страны, понимая, что права на ошибку нет, –  непростая задача, и после нескольких досадных поражений у Максима просто сдали нервы. И третья, тоже немаловажная, причина – у новоиспеченного тренера не было обкатанной стройной системы тренировок. Тренировочный процесс – это не мастер-класс и не коротенькая репетиция, а поэтапный, нудный и сложный процесс, выбиваться из которого чревато неудачами. У самого Транькова в паре с Татьяной Волосожар был великолепный тренерский штаб, который обеспечивал блестящий тренировочный процесс, ставил восхитительные программы, благодаря которым пара вошла в число топовых фигуристов и стала Олимпийскими чемпионами. К построению такой системы для своих учеников он оказался не готов.

Работа тренера и спортсмена начинается по-разному: некоторых учеников ведут с момента, когда они выполняют на льду простейшие фигуры на неокрепших ножках, других принимают по трансферу от коллег «готовыми». Второй путь сложнее первого – когда к тренеру приходит сложившийся спортсмен, «переделывать» его под стандарты новой школы нелегко, к тому же переход часто имеет неприятные «сопутствующие факторы» в виде скандалов и повышенного внимания СМИ. Иногда, как в случае с Евгенией Медведевой, тренер принимает решение обучать спортсмена заново по другой системе буквально всему – цена неудачи в таких случаях слишком высока.

Дальше включается тренерская методика. Ее недостатки часто видны невооруженным глазом: например, ученики (теперь уже бывшие) Валентины Чеботаревой Михаил Коляда и Станислава Константинова не справлялись с одними и теми же проблемами психического свойства. При отличных физических данных и навыках они не могли победить волнение на соревнованиях и, совершив одну досадную ошибку, сдавались и «бросали» программу на середине, «докатывая» через силу и не заботясь о результатах. В межсезонье-2020 оба спортсмена заявили о переходе к другим тренерам: Михаил будет тренироваться у Алексея Николаевича Мишина, а Станислава – в Академии «Ангелы Плющенко». Насколько эти решения были правильными, мы узнаем только по прошествии времени, пока нам остается только выдвигать предположения и желать спортсменам успехов.

Победы тренера

В межсезонье-2020 Евгений Плющенко собрал в своей Академии целый пул звезд: из тренерского штаба Этери Тутберидзе пришли Александра Трусова, Алена Косторная и Вероника Жилина вместе с тренером Сергеем Розановым. Звездный руководитель Академии, как оказалось, не хочет останавливаться на достижениях гениального спортсмена, ему хочется войти в историю и в качестве выдающегося (если не сказать больше!) тренера. И чем быстрее это произойдет, тем лучше! Именно поэтому Евгений делает ставку не на взращенных «с нуля» спортсменов, а на уже состоявшихся звездочек, имеющих титулы. Цель понятна и достаточно близка – Олимпиада-2022. Но так ли легко добиться желаемого, даже имея в запасе команду чемпионок?

Вряд ли кто-то решится отрицать заслуги Евгения Плющенко в спорте, но его первые шаги в качестве тренера сложно назвать успешными. Было громкое и скандальное расставание с Анастасией Таракановой, кстати, тоже бывшей ученицей Этери Тутберидзе: Евгений опубликовал пост, в котором писал о нежелании Анастасии работать и эмоциональности, спортсменка ответила постом, полным горечи и обиды. Серафима Саханович, по совету которой Тараканова и перешла в школу «Ангелы Плющенко», также довольно быстро ушла от Евгения, хотя первые ее соревнования после перехода складывались неплохо. Что мы имеем в сухом остатке? Два эксперимента и, как говорится в известном меме, «очевидно неудачных».

С Александрой Трусовой и Аленой Косторной ситуация куда сложнее. Если Тараканова и Саханович испытывали еще до перехода определенные трудности, на которые, в случае чего, можно было списать тренерские неудачи Евгения, то с двумя юными звездами Тутберидзе дело обстоит иначе. После колоссальных результатов прошлого сезона любая промашка будет расцениваться как провал. Ответственность серьезная, но есть ощущение, что Плющенко может справиться.

Фото: zen.yandex.ru / https://zen.yandex.ru/media/tulupdasalhov/tatiana-tarasova-otkryvaet-pervyi-virtualnyi-muzei-figurnogo-kataniia-5e163c173d008800afe29b32

0
Поделиться:

Анна Бабина

Подписаться
Уведомление о
guest
0 - КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии